Модный ликбез: Как правильно сочетать принты между собой

Тренды
12.10.2021
ТЕКСТ: Анна Егорова
ПОДЕЛИТЬСЯ
Немного истории и стритстайл-образы
ПОДЕЛИТЬСЯ

Последние модные сезоны отмечены всплеском популярности принтов. Тенденции устремлены вглубь десятилетий, и сегодня в арсенале дизайнеров десятки принтов и их сочетаний: от всевозможных видов клетки и полоски до психоделических мотивов и этнических орнаментов.

Украшение ткани при помощи ярких красок берет свое начало в Древнем Египте, а первая печать на текстиле — в Древнем Китае. Трехцветные оттиски рисунков на шелке научились делать в эпоху правления династии Хань (3 в. н. э.), и позднее это распространилось во все уголки Востока, откуда попало в Европу. Во Франции археологи нашли однажды жилье типографа Жюля Прота — одной из ступенек в доме оказался фрагмент деревянной формы для оттиска, которую так и назвали — доской Прота и датировали концом 1370-х. Находка — один из инструментов для нанесения рисунка с помощью набойки. С 12 века такой метод пользовался большой популярностью — рельефный рисунок на одной стороне формы опускали в краску и "вбивали" в ткань. Так появились набивные ткани, и по сей день популярные в странах Африки. Набивная техника сохранилась и в Украине — в ней используются краски, вываренные на конопляном масле. Веками традиция нанесения принта на ткань развивалась и приносила с собой уникальные художественные решения. Предлагаем вспомнить основные виды принтов и способы их комбинировать.

Виды принтов в одежде

Полоска

Это один из древнейших узоров, которые появились на одежде человека. Полоска перекочевала с керамических изделий на ткань и была популярна во всех уголках мира — это и головной убор "клафт-ушебти" у египетских фараонов, и паруса торговых судов у финикийцев, и одежды санкюлотов, а также многоцветная полоска у славянских народов. В 19 веке это был излюбленный принт викторианских модниц, наравне с клеткой, а в 20-м он превратился в авангардный и даже контркультурный символ. В моде полоска заняла свое почетное место как универсальное средство — деловые костюмы в тонкую полоску, панк-наряды в контрастную и яркую и экспериментальные творения дизайнеров. В Средние века, к слову, полоска могла послужить поводом для скандала. Так, в книге "Материя дьявола. История полоски и полосатых тканей" историк Мишель Паустро рассказывает о том, что полосатые одежды были уделом шутов, палачей, маргиналов и куртизанок, еретиков и каторжников. Когда же из Палестины во Францию прибыл орден монахов-кармелитов, он едва не был разогнан из-за полосатой одежды. Полоска казалась людям Средневековья пугающим и непонятным принтом, лишенным формы, а потому недостойным. Так за ней закрепилась слава провокационного и контркультурного принта. Полоска пришлась по вкусу авангардистам начала и середины прошлого века, панкам, готам и рок-звездам в 70-80-х. Сегодня это еще и аллюзия на образы богемных скитальцев, пиратов и хулиганов.

 

 

Клетка

Давний образец клетчатой ткани был найден у развалин римской стены Антония возле Фолкирка. В захоронении обнаружили глиняный горшок, накрытый лоскутом бело-коричневой материи в клетку. В 3 веке накидки в клетку носили поверх сорочек галлы, драпируя их и подпоясывая ремнями. Отправной точкой для известного принта стала Шотландия. В национальном музее в Эдинбурге можно увидеть образец ткани в клетку из овечьей шерсти, который насчитывает уже больше 1700 лет. С конца 16 века клетка (или тартан) приобрела символизм и стала служить сигналом о родовой принадлежности. По расцветке клетчатой ткани можно было определить район происхождения клана и социальный статус. Для окрашивания ткани использовали ягоды черники и ежевики, василек, скальный лишай, кору ольхи и папоротник. Модным тартан сделали Вальтер Скотт и Джордж Байрон, чьими поэмами о прекрасных землях кельтов зачитывался весь английский свет. Пледы, жилеты и галстуки в клетку носили инакомыслящие интеллектуалы и оппозиционеры, а позже, благодаря королеве Виктории, обожавшей Шотландию, клетка перебралась на женские платья и стала модным атрибутом. В 1950-х годах клетка превратилась в классический модный принт, сохраняющий благородный монархический подтекст и легкий налет лондонского нонконформизма.

 

Полька дот

Одним из первых узоров, близко напоминающих "горох", который мы знаем сегодня, можно считать тот, которым покрывали изображения животных в наскальной живописи. Также подобные элементы встречались в средневековой живописи (правда, "в горошек" изображали демонов и прокаженных), а также в церемониальных одеждах султаната в 18 веке. В том виде, в каком принт известен сегодня, он появился в английском журнале в 1854 году и назывался в честь популярного тогда танца polka dot (это был своего рода маркетинговый ход для повышения продаж). Расцвет этого игривого и оптимистичного узора пришелся на послевоенные годы прошлого века, когда Кристиан Диор вписал "горох" в свой культовый стиль New Look. Немного погодя polka dot вырвался за пределы танцевальных клубов и модного глянца, его интегрировали в деловые образы как мужчины, так и женщины, надевая галстуки и рубашки в мелкий горошек. В 1960-х узор превратился в настоящий модный хит. В горошек был разрисован суперзлодей, враг Супермена Человек-Полькадот, а художник Рой Лихтенштейн сделал принт своим инструментом. Окончательно попкультурный статус за "горохом" закрепила японская художница Яёи Кусама. Марк Джейкобс, Стелла Маккартни, Доменико Дольче и Стефано Габбана превратили "горошек" в модный must have современности. Узор также стал излюбленным приемом коллабораций Comme des Garcons (например, с Supreme и Hermès).

 

Пейсли

Наибольшую известность так называемому "восточному огурцу" принес бренд Etro, основанный в конце 1960-х. Тогда, на волне моды хиппи, возрождались древние фольклорные мотивы и художественная стилистика. Орнамент пейсли считается одним из самых давних в истории. Согласно самой распространенной версии, он возник на территории Ирана и Ирака во времена правления грозной династии Сасанидов, а в 16 веке стал главным узором на производимой ткани из шелка и шерсти в иранском городе Йезд. Поначалу орнамент назывался персидским словом "ботех", означавшим сплетение цветочного бутона и формы кипариса, однако спустя века получил название из санскрита "Бута" — "огонь", так как напоминал язык пламени. Во времена зороастрийского культа храмы окуривали дурманящим растением, имевшим идентичное название. В любом случае, узор издревле считался символом плодородия, земных стихий и связи мира людей с миром духов природы. Археологи находили изделия с узором пейсли даже в раскопках на кельтских территориях. Свое развитие узор получил в Индии, в штате Кашмир, а Ост-Индская кампания начала импортировать изделия местных мастеров в Европу и Америку, благодаря чему кашемировый платок в "огурцах" остается одним из самых популярных предметов одежды в разных странах. В самом начале, однако, тканые платки в орнаментах были невероятно дорогими, так что долгое время оставались модной привилегией знати и богатых буржуа. Большим любителем пейсли был Оскар Уайльд, носивший шелковые костюмы, платки и восточные халаты в узор. Еще одним "узорчатым" модником был Джордж Байрон. Название "пейсли" снова отсылает нас к Шотландии, как в случае с тартаном. Мастера в городке Пейсли научились создавать роскошные платки из шерсти и шелка, откуда они разлетелись по всей Британской империи и превратились в модный и изысканный атрибут.

 

 

Африканские принты

Набивные африканские ткани кикой и китенге являются основой африканской моды. В разных регионах их изготавливают при помощи техники "горячего батика" с использованием воска. История гласит, что еще в 15 веке, когда европейцами был открыт остров Ява, там обнаружили невероятно красивые ткани работы местных мастеров, которые позже решили производить массово. Сама техника создания красочного полотна зародилась в Китае и распространилась по всей Азии и африканскому континенту много веков назад. Сегодня пестрым африканским текстилем обивают мебель, из него создают живописные коллекции. Версии его появляются на подиумах Stella Jean, Thebe Magugu, Christian Dior и многих других. Также существуют сакральные виды тканей, например адинкра в культуре ашанти в Гане. Совокупность графических черно-белых символов на текстиле, обозначающих различные аспекты веры и философии ашанти, может складываться в целое повествование, высказывание или заклинание. С помощью перьев и пальмовых волокон создается эффектная синяя узорчатая ткань адире — в таком платье появлялась Мишель Обама. Одним из главных и наиболее популярных мотивов для ткани, импортируемой в Европу, остаются экзотические цветы и насыщенные геометрические узоры. Отличительным признаком африканских принтов являются яркие краски, обилие мелких графических деталей в сочетании с крупными элементами.

 

Хищные принты

Королем среди животных принтов остается леопард. В 1930-х его популярность обеспечил выход фильма "Тарзан: Человек-обезьяна", в котором актеры Джонни Вайсманн и Морин О'Салливан появлялись в одежде из шкур хищных зверей. Всё дикое и экзотическое оставалось в моде на протяжении многих десятилетий, а Голливуд подогревал эту страсть к чувственному эскапизму всё новыми и новыми фантазиями. Кристиан Диор в 1947 году сделал леопардовый принт выразительным и экстравагантным символом моды с подачи своей музы Митцы Брикар, которая любила сочетать несколько хищных принтов в одном образе. Наконец, бурлеск-звезда, пин-ап-икона и одна из важнейших фигур сексуальной революции 60-х, Бетти Пейдж, снималась в леопардовых шкурах и принтованном бикини, что утвердило узор как символ сексуальности, свободы, провокации и раскованности. Американский бренд Vanity Fair выпускал в 50-х нижнее белье с принтом под зебру и леопарда, что утверждало эротический и провокационный нарратив. Жаклин Кеннеди в 60-х появилась на публике в леопардовом пальто и шляпке — это укрепило ультрамодный статус хищных узоров, однако привело к катастрофе — ради пестрых шкур убили огромное количество особей леопардов. В 1970-х ввоз шкур диких животных в Америку запретили и началось производство принтованных тканей. До развития панк-культуры хищный принт был привилегией высшего сословия как символ статуса, исключительности и уверенности. Рок-звезды и панки наделили хищные принты совсем иными коннотациями, превратив их в атрибут куража, разгульной жизни в духе рок-н-ролла и необузданной сексуальной свободы. Со временем все символизмы перемешались, и сегодня хищный принт вариативен. Можно выстроить буржуазный образ при помощи дикого принта, а можно создать острый, почти фетишистский имидж.

 

Цветочный принт

Растительные орнаменты главенствовали в одежде древних императорских династий и королевских семей. Цветки жасмина, гвоздики и пиона были символами власти в Древнем Китае, в Египте ткань украшали цветами лотоса, персы вдохновлялись маргаритками и ромашками. В период Позднего Средневековья ценился итальянский шелк, расшитый цветами. На картине "Рождение Венеры" Боттичелли нимфа, укрывающая богиню, облачена в платье с цветочным рисунком. Однако настоящую славу цветочный принт снискал в 18 веке, когда во Франции начали производить текстиль, усыпанный нежными розовыми бутонами, полевыми букетами и изящными плодовыми цветами. Развитие цветочному стилю дали мода эпохи рококо и шинуазри, когда растительные мотивы и отсылки к азиатским вышивкам сводили с ума придворных модников. В 20 веке лидерами по производству тканей в цветок были английские компании, среди которых и знаменитая Liberty Of London. Дом Gucci прославился в 60-х цветочным принтом Flora на шелковом платке, который был создан специально для Грейс Келли. Мотив появляется и сегодня в творениях креативного директора дома Алессандро Микеле. Неизменными адептами цветочных принтов являются Oscar de la Renta, Richard Quinn, которые превращают старинный принт в галлюциногенные паттерны, Christian Dior, Carolina Herrera и Dolce & Gabbana, сделавшие красные розы визитной карточкой бренда.

 

Абстрактный принт

Беспредметное искусство многие десятилетия питает моду и вдохновляет дизайнеров. Художники-абстракционисты, экспрессионисты, кубисты и сюрреалисты становятся главными ориентирами в творческих экспериментах модных домов. Юбер де Живанши вдохновлялся картинами Джорджии О'Кифф, Ив Сен-Лоран — Пита Мондриана. Александр Маккуин посвятил абстрактному импрессионизму одно из весенних шоу. Карл Лагерфельд в 2009 году поместил на платье версию картины Василия Кандинского "Квадраты" и называл художника, наравне с Джексоном Поллоком, своим вдохновителем. Кандинский появлялся также в коллекциях Marni, которыми заведовал Карл. Поллок вдохновляет также Вивьен Вествуд, Дриса Ван Нотена, Рафа Симонса, Доменико Дольче и Стефано Габбану. Celine и Burberry не раз обращались к творчеству Казимира Малевича. Препарированные и разобранные на отдельные составляющие, в коллекциях появлялись картины Винсента Ван Гога, Пауля Клее, Жоана Миро и многих других. Сегодня модельеры всё чаще сотрудничают с молодыми художниками, синтезируя произведения моды и искусства. Свою первую коллекцию одежды также выпустил художник Стерлинг Руби, создав одежду и аксессуары с брызгами краски. Абстрактному творчеству посвятили одну из коллекций и Christopher John Rogers.

 

Геометрический принт

Как и все известные узоры, геометрический орнамент пришел в моду из прошлых веков. Он трансформировался с течением времени, обрастая художественными формами, смыслами и вариациями. Первый всплеск популярности геометрии пришелся на период моды ар-деко, когда художники противопоставляли вычурным и витиеватым линиям прошлого структурные и логические формы. Позже моду на геометрический дизайн спровоцировала школа Bauhaus, а настоящая лихорадка случилась в 1960-х. Сегодня геометрический принт может быть абстрактным, минималистичным или богемным и ложиться в основу повседневных и торжественных образов.

 

Этнический принт

Фольклорные мотивы тесно связаны с визуальной культурой богемцев — кочевых ромов, проживавших в северной части Чехии. Отправляясь в странствия, богемцы оставляли неизгладимое впечатление на всех, кто их видел. Их визуальные традиции и манера одеваться включали в себя всё собранное по миру наследие. Уникальность их стиля также была продиктована невозможностью покупать красивую одежду и необходимостью шить, плести и расписывать вещи вручную. Бурный сплав из индийской, иранской, балканской, византийской и латинской художественных и текстильных традиций привел к появлению богемного стиля, который перенимали художники, поэты и артисты, желающие продемонстрировать внутреннюю свободу и нетривиальные широкие вкусы. В текущих сезонах возрождение этнических принтов в моде особенно заметно, так как одним из главных трендов остаются 70-е и 2000-е (которые во многом цитировали моду хиппи).

 

Как носить одежду с принтом

Способов сочетать принты существует несчетное количество. Одна из самых популярных схем — комбинация нескольких видов клетки, цветочного, геометрического или хищных принтов. Мелкую или многоцветную клетку стоит дополнять более крупной и умеренной в гамме или идентичной в размере, но отличной по цвету. Классический тартан также нередко становится компаньоном для цветочного принта, как и анималистичный принт. Мастер миксологии в области принтов, Дрис Ван Нотен, и вовсе объединяет все три принта в одном образе, сводя к общему знаменателю зебру, клетку "принц Уэльский" и психоделический цветочный мотив. Сочетание шотландского тартана с хищным леопардом, тигровыми полосками или полосками зебры отсылает к яркому стилю рок-звезд и панков. Полоска чаще всего становится аккомпанементом к этническим орнаментам в стиле бохо или экстравагантным фантазиям на тему кабаре. Жан-Поль Готье сделал бретонскую полоску атрибутом чувственного французского панк-стиля, сведя её к бурлескному нарративу. В деловой моде допускается сочетание неброских полоски и клетки или нескольких видов клетки.

 

 

Особенности ношения принтов

Наиболее важный фактор, определяющий удачный выбор принта, — пропорции фигуры. Давно известны и прописаны правила, согласно которым можно подбирать вертикальную полоску, если вы желаете визуально удлинить фигуру, и поперечную — в обратном случае. Слишком крупную клетку не стоит использовать обладателям небольшого роста, зато ромбовидный аргайл поможет добавить несколько сантиметров "ввысь". Стоит также учитывать, что монотонный хищный принт рискует расползтись пятном, если не дополнить образ сбалансированными аксессуарами. В остальном же эффектность сочетания принтов зависит от вашей фантазии и смелости.

 

Читайте также: 7 принтов на осень, которые будут напоминать о лете

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).