Представьте себе картину: Лос-Анджелес 30-х, меланхоличные звуки саксофона, "темные делишки" в подворотнях, крупные игры в офисах боссов, роскошные женщины и опасные расследования. В 1974 году вышел фильм режиссера Романа Полански "Китайский квартал", созданный в лучших традициях голливудского нуара, однако не такой вязкий, с героями, куда более сложными, чем персонажи Хамфри Богарта или Грегори Пека.
Полански не стал растягивать на полфильма привычные для жанра просветы сквозь жалюзи, игру света и тени на лицах героев и напряженные моменты молчания. Фильм стал искренним актом преклонения перед жанром и искусной интерпретацией. Одну из ролей в картине даже сыграл постановщик нуара "Мальтийский сокол" Джон Хьюстон. А сам Роман Полански изобрел неонуар, который определил стиль кинодетективов на десятилетия вперед.
Джейк Гиттас – лощеный, франтоватый и в меру наглый детектив, который берется за дела вроде супружеских измен, сует нос в историю, от которой стоило бы держаться подальше. Здесь замешаны политика, серьезные ставки и большая опасность. Нос ему в какой-то момент даже едва не отрезают в буквальном смысле. Гиттаса играет Джек Николсон в безупречных молочно-белых, серых и коричневых костюмах-тройках. Каждый из образов персонажа Николсона включает в себя шляпу-федору с лентой в тон, наподобие тех, которыми щеголял молодой Богарт в "Мальтийском соколе", сорочку сложного кремового или белоснежного оттенка и галстуки с авангардными рисунками – геометрическими абстракциями, оттеняющими основную ткань костюма.
Не обошлось и без канонической тройки в тонкую белую полоску, характерной для мужской моды периода сухого закона, однако фильм снимался в разгар гламурных 70-х, что и угадывается в изящно повязанном галстуке винного оттенка в мелкий гороховый принт.
Ироничной деталью к большинству костюмов становится забинтованный нос Гиттаса. Примечательно, что, даже попадая в передряги, Джейк думает о внешнем виде. Например, детектив всерьез восклицает: "Черт побери! Конец туфлям от Florsheim!" — когда теряет один ботинок в потоке канализационной воды.
Героиня Фэй Данауэй за обворожительной внешностью скрывает почти античную трагедию, тайны и массу проблем. В образах Эвелин отчетливо угадывается стиль Греты Гарбо: блондинистые локоны, уложенные волной в духе 30-х, каноническая для тех лет бровь-ниточка, аристократичные скулы. Эвелин носит костюмы с юбками миди преимущественно темных оттенков, дополняя их блузами с отложными воротниками перламутровых тонов. Эффект Гарбо усиливают экстравагантные шляпки, слегка сдвинутые набок, и тюрбан с вуалью, который героиня надевает к вечернему платью. Одним из самых эффектных образов актрисы в фильме становится серый костюм с темной помадой.
В финальной, самой роковой сцене Эвелин появляется в простом черном наряде с украшением в виде пулевого ранения. Эвелин не носит украшений, лишь в один из выходов выбирает длинную нитку жемчуга. Наряды Фэй Данауэй по-настоящему элегантны, однако захватывающих деталей в образе Джека Николсона всё же больше. Чего стоит один только жаккардовый пиджак, под которым герой носит рубашку в мелкую клетку и галстук в восточных огурцах пейсли! Настоящий праздник дендизма! Если вы не видели "Китайский квартал", вам еще предстоит погрузиться в мрачновато-гламурную атмосферу, созданную Полански, и вдоволь напереживаться о героях.
Читайте также: Образ и стиль киногероя: Аль Пачино и Мишель Пфайффер в фильме "Лицо со шрамом"