Мода перестала быть цикличной, а текущие тенденции охватывают не только последние десятилетия, но и несколько исторических периодов, включая Средневековье, Античность, Французскую революцию, Викторианскую эпоху и военные 40-е. Завершают всё, будто вишенка на торте, 1980-е — именно к этому десятилетию благосклонны дизайнеры последние три сезона, когда 90-е понемногу осели в умах и уже не вызывают былого резонанса. Стилистика послевоенных 1950-х также подверглась переосмыслению — акцент на талии, роскошные ткани и замысловатые детали на костюмах прослеживаются во всех коллекциях. Так как кино всё чаще становится главным референсом для модных домов, мы продолжаем изучать классику жанра.
На этот раз предлагаем черпать вдохновение в визуальных картинах фильма режиссёра Райнера Вернера Фассбиндера "Лола". Стоит обратить особое внимание на композицию кадра — цветовые сочетания, игра света и полутонов, а также расположение геометрических форм, пятен и линий в пространстве завораживают.
История о девушке, работающей в кабаре и мечтающей о добропорядочной, безбедной жизни, рассказана настолько красиво и эстетично, что некоторые эпизоды невольно хочется пересматривать, внимательно изучая детали. Действия картины происходят в 1950-х, и, так как фильм был снят в 1981 году, образы прошлого были перетёрты сквозь жернова тогдашней моды. Получился яркий коктейль из сексуальности, раскованности и лоска.
В фильме представлены самые разные женские типажи — от экзальтированной секретарши и надменной богатой дамы до скромной иммигрантки. Есть в нём также хозяйка борделя, случайные работницы городского бюро, танцовщицы бурлеска и дамы из толпы — и даже те одеты в элегантные костюмы. Наконец, главная героиня появляется как минимум в 8 разных образах: роскошном платье и шляпке, расшитых серебром, — так она, словно дива, выступает на сцене перед восторженной толпой; в скромном кардигане поверх светлой блузы — так проводит время в кругу близких; или в изящном костюме с меховыми манжетами, в котором появляется на городской площади под изумленные возгласы толпы. Для похода в церковь Лола (так зовут героиню на сцене) надевает не в меру эффектное платье в горошек с пышными нижними юбками, а в иных кадрах мелькает в шелковых пеньюарах. Декорации фильма обильно освещены неоновыми цветами, а мужские герои напоминают персонажи фильмов жанра нуар — в приглушенных тренчах, шляпах и костюмах. На их фоне женские образы выглядят почти кутюрно. Всё это создаёт гипнотический эффект, при котором за картинкой наблюдать не менее интересно, чем за развитием сюжета.
Настоящее имя Лолы — Мария-Луиза, у неё есть внебрачная дочь, сомнительная репутация работницы борделя и пустое обожание мужчин. Сама же Лола мечтает о благоустроенном будущем и честной жизни. В городке тем временем появляется новый начальник бюро — достойный, добродетельный и принципиальный человек, который приводит в оживление всех, включая засевшую в уютном болотце вседозволенности правящую элиту. Именно в этом мужчине Лола и видит своё спасение.
Персонажи "Лолы" очень контрастны. Мама Марии-Луизы носит ситцевые халаты, серые костюмы и пуританские блузы с отложными воротниками. Одинокий секретарь нового начальника бюро фрау Хеттих наряжается в яркие и нарочито аляповатые костюмы с непременными шляпками, брошами и золотой бижутерией, а одна из артисток кабаре очень напоминает "Нану" Эдуарда Мане или условную героиню картин Анри де Тулуз-Лотрека. В образах самой Лолы сплетены чувственная вульгарность и попытки соответствовать статусу буржуазной городской жительницы.
Картина Фассбиндера точно станет украшением предстоящего домашнего карантина, а возможно, и источником вдохновения. Ведь даже у городской толпы есть мимолётная эстетическая ценность — все участники облачены в наряды родственных серо-бежевых и охровых оттенков, а яркие акценты в толпе образуют знакомые герои — так, что получаются легкие аллюзии на цвета полотен позднего Ренессанса.
Читайте также: Вдохновение дня: Романтические образы из кино