Интерпретация исторического костюма и работа с модными архивами: Стиль в фильме "Маленькие женщины"

Тренды
28.04.2020
ПОДЕЛИТЬСЯ
Режиссера Греты Гервиг
ПОДЕЛИТЬСЯ

Фильм Греты Гервиг, ставший 8-й по счету экранизацией романа Луизы Мэй Олкотт, порождает ту светлую печаль, которая оживляет лучшее, что есть в нас. Разумеется, меланхолия, как и в жизни, смешана с радостью, надеждами и мечтами, отчего на глаза то и дело наворачиваются слезы (так что запас салфеток не помешает).

Трепетная и порой щемящая эмоциональная атмосфера картины дополнена изумительной работой художницы по костюмам Жаклин Дюрран. Главной её идеей было создать такие наряды, которые помогли бы лучше прочувствовать характер каждого героя. Именно поэтому в работе над костюмами решено было отступить от излишней хрестоматийности и действовать с большей свободой, чем принято в таких случаях.

История жизни сестёр семьи Марч разворачивается в период Гражданской войны в США, зарождающегося феминизма и острых социальных перемен. Джо, Мэг, Эми и Бэт — в равной мере одаренные, честные и достойные девушки. Каждая из них наделена талантом, и у каждой неповторимый характер. Джо — писательница и бунтарь с несокрушимой волей и вместе с тем заботливая и любящая. Мэг — нежная и кроткая "маргаритка", как её прозвали в свете. Эми — чувствительная и строптивая художница, а Бэт — юный гений от музыки, тихая, но мудрая любимица всей семьи.

Достаточно умеренные костюмы сестер и их родителей соответствуют их буржуазному статусу, а вот тётушка (Мэрил Стрип) предпочитает "стиль старых денег новой классовой философии" и выглядит роскошно, даже одиноко сидя в кресле посреди своего особняка. Между делом она пытается уговорить каждую из девочек поскорее найти выгодную партию для брака и обеспечить семью состоянием. К счастью, все в этой истории слушают своё сердце.

Каждую героиню выделяет её особый, тщательно проработанный образ. Например, жаккардовые жилеты, которые носит сосед и друг семьи Теодор Лоуренс, можно заметить на Джо — они близкие друзья и часто, хоть это и не заметно из-за монтажа, меняются предметом одежды. Джо — нонконформистка и не желает подчинять свою жизнь стереотипам о социальном предназначении женщины, так что её наряды имеют гораздо более простые и свободные силуэты, чем у сестёр: она носит юбки, но не надевает корсет, а предпочитает рубашки, жилеты и удлиненные жакеты. Дома на Джо можно увидеть халат в восточных узорах на манер байроновских ориентальных платьев. Для встречи с издателем Джо выбирает мужской котелок.

 

Образы Эми более взрослые и женственные, в них присутствует элемент светскости и буржуазного шика — заметно, что она настоящая модница. Художница по костюмам в своих интервью рассказывает, что специально для героини Флоренс Пью была создана уникальная вещь: одна мастерица перенесла на кремовую пелерину старинную вышивку с изъеденной молью шали, купленной когда-то самой Дюрран. Однако за мольбертом на Эми простой льняной фартук — своего рода выражение внутренней радикальной позиции: не такая бунтарка как Джо, Эми всё же хочет, чтобы её как художника воспринимали всерьез.

Мэг одарена артистическим талантом и, будто повинуясь природе, отдаёт предпочтение богемным аксессуарам, платкам с бахромой и вышивкой, лентам и цветочным аппликациям. Даже на первом балу девушка не сдерживает натуры и надевает слишком нарядное платье подруги, впрочем по той причине, что собственного подходящего у неё нет.

Наряды маленькой Бэт нарочито просты и неброски — её роль в доме Марч сродни некоему духу единения, символу семейной любви и гармонии, которая мягко согревает, но не слепит яркими лучами. 

Характеры и харизму сестер по задумке Дюрран также отражает цветовая гамма их костюмов. У Мэг преобладают оттенки трав, лаванды и фиалки, у юной Бэт — охровые, коричневые и розоватые, у Эми — белый и голубой, а у Джо — индиго, красный, терракотовый и пепельно-серый. Такого яркого разнообразия в женской одежде тех времен почти не было, однако такой ход придал картине еще большую романтичность.

Грете Гервиг и Жаклин Дюрран удалось сохранить баланс между исторической нарративностью костюмов и свободной интерпретацией. Источниками вдохновения для создательниц, среди прочего, были женские портреты Джулии Маргарет Камерон, сделанные в 1860-80-х годах, полотна Данте Габриеля Россетти и Уинслоу Хомера.

Свадебный наряд Мэг с венком из цветов и зеленое, похожее на рыцарский кафтан, пальто Джо вызывают прямые ассоциации с персонажами картин прерафаэлитов. Стиль Эми в большей степени отсылает к полотнам импрессионистов, особенно в период её пребывания в Париже вместе с тётушкой.

Герой Тимоти Шаламе, Лоуренс, также появляется в "гибридных" костюмах. По словам Дюрран, модные в 1860-х пиджаки прямого кроя просто не шли актёру и поэтому его костюмы имеют более приталенные силуэты. Однако в фильме есть и вполне достоверный элемент, который присутствует почти в каждом женском образе: это шерстяной сонтаг — плотная шаль, которую повязывали крест-накрест вокруг груди и талии. Этот предмет одежды художница заметила в журнале Godey's Lady's Book, который издавали в Филадельфии с 1830-х по 1880-е годы.

 

Прообразом матери сестер Марми Марч (Лора Дерн) стала мать Луизы Мэй Олкотт — необыкновенная женщина из добропорядочной семьи, однако прогрессивных и даже радикальных взглядов. Подчеркнуть характер такого персонажа Дюрран удалось с помощью деталей: алая лента на темном платье или повязанный на мужской манер шарф в сочетании с верхним платьем в восточных узорах.

У Жаклин Дюрран и Греты Гервиг получился настоящий модный конструктор, состоящий из кринолинов, шаровар, халатов, лент и кружев, мужских сорочек и пальто, благодаря чему в результате от фильма невозможно оторвать глаз, — так гармонично и свежо выглядит викторианская мода на экранах в XXI веке.

Читайте также: Образ и стиль киногероини: Кейт Уинслет в фильме "Месть от-кутюр"

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).