В 1964 году Жак Деми снял пронзительную картину, ставшую одной из самых культовых мелодрам всех времен. Мюзикл с Катрин Денев в главной роли раскрывал актуальную в те времена историю о классовом неравенстве, утраченной в волнах времени и велений разума любви и красивой поэтической рутине, которая возможна только в кино. Спустя десятилетия пролетарский лейтмотив фильма, вероятно, уже не является таким злободневным, на повестке сегодня совсем другие вещи, да и классы давно смешались в общем плавильном котле коммерции, возможностей и революций. Зато образ Катрин Денев остается вневременным. Премьера отреставрированного киношедевра в украинских кинотеатрах состоится 26 августа при поддержке Arthouse Traffic. А мы вспоминаем яркий стиль героев картины.
Над костюмами фильма работала художница и дизайнер Жаклин Моро. Именно она создала самый узнаваемый образ Катрин, на который равнялись модницы даже в 2000-х: небрежно наброшенный поверх наивного платья бежевый тренч Burberry, дополненный изящными балетками и черным бархатным бантом в пышной укладке. Сегодня легко представить звезду стритстайла в таком наряде. В этом образе Женевьева (героиня Денев) появляется в самом начале фильма. Она работает в магазине зонтов, который держит её мама мадам Эмери, и до обморока влюблена в молодого автомеханика Ги. Пылающая юность, наивность и открытость угадываются в гардеробе Женевьевы в первом акте мюзикла: "разлетные" юбки в клетку, скромные блузы, конфетных оттенков кардиганы. На свидание с Ги Женевьева и вовсе бежит в едва сшитом комплекте из платья, накидки из органзы и пальто, из которых портная даже не успела достать булавки, — в этом эпизоде становится очевидно, что героиня принадлежит миру роскошного, миру моды и видимостей и эффектные наряды для неё — неотъемлемая часть действительности. Ги же ходит в простом коричневом костюме, который иногда дополняет контрастной ярко-голубой рубашкой. От него пахнет бензином. Женевьева в дурмане любви видит в этом романтический штрих и мечтает выйти за Ги замуж.
Ги тем временем призывают в армию — и тут начинается вся драма с упоительно трагической музыкой, которую написал Мишель Легран, долгими сценами прощания и слез и ураганом за окном, бушующим подобно чувствам в разбитом сердце. Женевьева остается горевать, выясняет, что беременна от Ги, а на плечах её матери мадам Эмери долги и тяготы магазина. Судьба однако распоряжается таким образом, что горести эти Женевьеве не приходится сносить одной: в лавке ювелира-перекупщика они с мадам Эмери встречают богатого и молодого буржуа Ролана Кассара, который с первого взгляда влюбляется в Женевьеву. Дальше мадам Эмери добрую половину фильма уговаривает дочь принять любовь Ролана и выйти за него замуж. Так и происходит в отсутствие Ги. Ролан, как и положено представителю высокого классового происхождения, носит непрактичные светлые костюмы из тонкой шерсти, идеально скроенные смокинги и даже немного напоминает карикатуру на высокородного богача. Впрочем, весь фильм является своего рода очерком на тему любви, молодости, мечтаний и социальных шероховатостей.
Поначалу Женевьева предстает уставшей, измученной и болезненной, в условно запущенном виде — мохеровом свитере и серой юбке в крупную плиссировку. Однако дальше, по мере расцвета новой жизни внутри, она преображается из 16-летней девушки в молодую женщину, носит платья уже не конфетных, но цветочных оттенков и все более элегантных силуэтов.
Гардероб мадам Эмери выдержан в сочных, но не слишком броских тонах. Становится очевидно, что это зрелая, но вполне молодая женщина, полная материнского обаяния и вместе с тем утонченности. Её образы не старомодны: изящное черное платье за ужином с накидкой из органзы свежего оттенка фуксии, коралловые и гранатово-красные костюмы-двойки с силуэтными жакетами и палантинами, хвойно-зеленый плащ модного силуэта в духе Givenchy. На фоне этого взросление Женевьевы подчеркнуто нежными пастельными оттенками. Художник-постановщик Бернар Эвен придал фильму романтический дух полотен импрессионизма, подобрав усеянные цветами обои в спальнях, природные оттенки домашнего текстиля и сообразно оформив уличные витрины. Так, обыденность у Жака Деми превращается в праздник или, по крайней мере, предвкушение праздника, в котором есть место бурным, едва выносимым эмоциям, страданиям и счастью. Подкрепляя сказочный лейтмотив, режиссер представляет персонажа Денев в символическом образе прекрасной принцессы, которую выдают замуж за доброго принца (Ролана), — за праздничным ужином она принимает золотистую корону из рук Кассара. В финале мы видим, что по прошествии нескольких лет Женевьева становится роскошной, лощеной женщиной, которая носит драгоценные меха, бриллианты, жемчуг и сложные укладки по моде 60-х годов. Неизменным остается бант в волосах Женевьевы — такой же изящный и жеманный, напоминающий о её молодости и хрупкости. Они случайно встречаются с Ги. Для того чтобы украдкой, неловко и печально обмолвиться несколькими фразами. Стоит ли за этим трагедия утраченной любви, которую захочется вернуть, или рациональное напоминание о том, что сердечные веления юности часто остаются лишь таковыми, — судить сложно.
Читайте также: Образ и стиль киногероя: Фильм "Голод" с Сьюзан Сарандон, Катрин Денев и Дэвидом Боуи