Что такое фильмовая программа PinchukArtCentre и зачем на нее идти

Новости
24.08.2016
ТЕКСТ: Наталья Череп
ПОДЕЛИТЬСЯ
«Уже тот факт, что мы первыми в Украине покажем такие важные фильмы, кажется маленькой победой» Интервью с кураторами программы
ПОДЕЛИТЬСЯ

int2bth

PinchukArtCentre запустили фильмовую программу, для реализации которой один из главных музеев современного искусства в Украине объединился с организациями и личностями, развивающими кино в стране. Каждая из таких сессий будет длиться от одного до трех месяцев и получит разные темы и концепции. Первая часть была названа «Проти забуття: кіно після війни», а ее куратором выступил Станислав Битюцкий, кинокритик и режиссер.

С ним и Анной Васык, руководителем образовательного и исследовательского отдела, мы и обсудили – зачем этот проект, какие фильмы будут показывать и на какие результаты рассчитывают ребята.

Для начала, наверное, мой любимый вопрос: зачем? Аня, зачем это вам и PinchukArtCentre? Какие вы преследуете цели и на какую аудиторию ориентируетесь? И Станислав, а вам зачем участие в этом проекте?

Анна Васык: В 2016 году (который является для нас юбилейным) публичная программа PinchukArtCentre преобразовывается. Одним из важных решений стало то, что мы становимся открытыми к партнерствам и совместным проектам с организациями, которые развивают разные направления культуры в Киеве. Идея такова, чтобы приглашать к сотрудничеству профессионалов, являющихся специалистами в определенной сфере, и предоставлять им свободу действий в создании и курировании проектов. Фильмовая программа – пример такого партнерства, а Стас – пример такого профессионала. В теории, задумывая фильмовую программу, мы ориентировались на широкую аудиторию, ведь кино – медиум, понятный и доступный многим зрителям. Но на практике оказывается, что, приглашая куратором интеллектуала, получаешь новую для себя (в смысле, нехудожественную), но все равно довольно узкую аудиторию.

Станислав Битюцкий: Для меня это отличная возможность показать фильмы, которые раньше никогда не показывали в Украине. Показать, что есть другое кино, существенно отличающееся от того, что нам демонстрируют в кинотеатрах и на фестивалях, и что оно не хуже и имеет куда большее воздействие. А также найти эту грань между кино и современным искусством. Ведь сегодня все самое интересное происходит на грани — между жанрами, между подходом к созданию и репрезентации, между разными видами искусства. Неслучайно, в том же документальном кино, на котором мы и делаем акцент в нашей программе, самые интересные работы можно найти на стыке между артом и документалистикой. И также неслучайно, что многие такие фильмы могут легко демонстрироваться как в кинотеатрах, так и в музеях. Кстати, место демонстрации фильмов, и вообще, что такое кино сегодня – ключевой вопрос в кинотеории XXI века. Соответственно, показ выбранных нами фильмов в пространстве PinchukArtCentre – это еще и прекрасная возможность осмысления кино на территории современного искусства и современного искусства на территории кино.

int4

Почему темой первого цикла была выбрана именно «Проти забуття: кіно після війни»? По какому принципу выбирались фильмы и очередность показов?

Анна: Выбор темы, фильмов и очередности полностью делегируется куратору. Единственное наше пожелание – чтобы программа коррелировалась с текущими выставками. «Проти забуття: кіно після війни» работает с двумя проектами, которые открыты в PinchukArtCentre сейчас, – выставками «Утрата» и «Вина». А на сентябрь мы планируем фильмы, которые будут созвучны поминовению трагедии в Бабьем Яру, произошедшей в сентябре 75 лет назад.

Станислав: Во многом все связано с окружающей нас реальностью – в Украине или за ее пределами.  Мы живем в очень неспокойное время, весь мир изо дня в день переживает все новые войны, бедствия или их последствия. Тем важнее говорить о последствиях войны, собираться вместе, смотреть, думать, искать ответы и обращаться к истории в их поисках. Кино в этом смысле отличный инструмент, позволяющий нам все это. Отсюда и выбор фильмов. Все они сняты режиссерами-новаторами, на стыке арт- и документального кино, все задают очень важные и актуальные вопросы о нас и нашей истории. И все они отлично продолжают тезис великого кинокритика Алексиса Тиосеко, который однажды сказал, что сегодня, «…имея дело с людьми, ежедневно заваленными информацией о жизненных невзгодах – из телевизора, газет, от соседей и в конце концов из личного повседневного опыта, – задачей социально активного художника становится необходимость заставить зрителя прочувствовать события с обновленной интенсивностью».

Будет ли «Проти забуття: кіно після війни» как-то коррелироваться со следующими темами?

Анна: На данный момент мы еще думаем над тем, кто станет следующим куратором фильмовой программы. Но, как я сказала ранее, тему будет формулировать куратор. В октябре в PinchukArtCentre открывается новая исследовательская выставка – «Художники Парижской коммуны». Возможно, тема следующего цикла показов будет вдохновлена именно темой сквоттинга, психоделики и художественного поиска.

Кинопрограмма и исследовательская платформа как-то пересекаются в своей деятельности? Или это скорее часть обучающей платформы?

Анна: Публичная программа исследовательской платформы призвана проиллюстрировать вопросы и проблемы, с которыми мы сталкиваемся в процессе исследований. Безусловно, работая с архивами художников и кураторов, мы находим в том числе и видеоработы. И конечно же, нам хочется их оцифровывать и показывать людям, потому что это удивительные произведения, которые часто ранее не были показаны публично. А вот будут ли эти показы интегрированы в фильмовую программу – это вопрос к куратору и к выбранной им теме. Возможно все.

После показов вы предлагаете зрителям обсудить увиденное. А чего бы вам хотелось от этих обсуждений? К какому выводу прийти?

Станислав: Мне всегда важно понять, что дает тот или иной фильм тебе как зрителю. И что значит для тебя как зрителя получить этот новый опыт. Плюс очень важно говорить о параллелях с нашей страной и с нашей историей. И, конечно, само ощущение единения во время просмотра, возможность после просто поделиться своими мыслями с кем-то, кто хоть на 90 минут стал твоим соучастником в увиденном.

Анна: Мне бы больше всего хотелось, чтобы зрители говорили после показов. В идеале – начать говорить в кинозале и продолжить после – в барах с друзьями или дома с семьей, даже в фейсбуке, на худой конец. Выводы – дело каждого, а вот инициировать размышления и анализ – наша светлая и великая цель.

int3

Станислав, вы создали цикл лекций о параллельной истории кино. А вы могли бы кратко рассказать о том, что это?

Станислав: История кино формально делится на две части, на два вектора — основную и параллельную историю. Первая – то, что всегда было на виду, те фильмы и режиссеры, которые оказывались в нужное время и в нужном месте, попадали в тренды, получили фестивальные награды. Вторая – то, что по разным причинам оставалось в тени: из-за авангардности, непопадания в тренды, нежелания играть по чужим правилам. Яркий представитель параллельной истории, например, Харун Фароки, фильмом которого мы открывали нашу программу. Долгие годы он считался «самым известным неизвестным режиссером Германии», его смотрели в киноклубах, смотрели подпольно, о нем знали только горстка киноманов, и сам он оставался в тени таких режиссеров, как Райнер Вернер Фассбиндер. Только в 90-х Фароки стал более-менее известен, и только после его смерти в 2014 году окончательно стало ясно, что это был один из наиболее выдающихся режиссеров нашего времени, который оказал влияние на очень многих как в кино, так и в современном искусстве. Таких примеров – сотни, и именно этим всегда была интересна параллельная история – поиском, новыми открытиями и возможностью потом поделиться найденным с кем-то еще.

Каким вы видите идеальное завершение программы? В каком случае она будет считаться для вас удавшейся?

Станислав: Уже тот факт, что мы первыми в Украине покажем такие важные фильмы, кажется мне маленькой победой. «48» Сюзанны де Соузы Диас, «Раневой канал» Томаса Харлана, «Наш наци» Роберта Крамера… Эти фильмы и их режиссеры до сих пор почти неизвестны у нас, но уже давно считаются настоящими классиками в мире или вехами в истории кино. Теперь же и у нас кто-то откроет эти имена, а их фильмы, возможно, станут толчком к осмыслению своей истории. Например, смотря фильм Диас, я лично вспоминал «Сад Гетсиманський» Ивана Багряного, возможно, главный наш роман об ужасах тоталитарной системы, и видел эти пугающие параллели. Во время просмотра «Далеко от Афганистана» задумывался о событиях на Востоке, а смотря фильм Харлана, думал о том, что вообще представляет собой фашизм и почему он все еще так опасен для любого общества.

Аня: Сейчас мы стараемся делать показы в одно и то же время по средам. Здорово было бы, если бы зрители привыкли к этому времени и, планируя неделю, думали: так, в понедельник я иду на концерт, во вторник – отдыхаю дома, а в среду у меня – показ в PinchukArtCentre. То есть идеальное завершение первой программы – это как раз отсутствие её завершения, а только начало встреч с прекрасными, умными людьми, которые одинаково зависимы и от арта, и от кино.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВЕЩЬ ДНЯ
20.12.2023
А-ба-ба-га-ла-ма-га
Так ніхто не кохав. Антологія української поезії про кохання
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).