Йорд ден Холландер – нидерландский архитектор и режиссер, который в июне в рамках 10-го Международного архитектурного фестиваля CANactions 2017 представит проект CYCLING CITIES в Киеве. Проект призван помочь окружающей среде и городу в первую очередь. Режиссер сравнивает велосипедные города друг с другом посредством синхронизированных съемок путей велосипедистов. Пока что было снято 8 городов: Амстердам, Пекин, Будапешт, Милан, Гавана, Мехико, Тайбэй и Тирана. Теперь наступила очередь Киева.
Холландер получил образование архитектора в Техническом университете города Делфта в Нидерландах, а позже поехал учиться на сценариста в Лондонскую школу кино. После окончания учебы интерес не исчез ни к первой, ни ко второй дисциплине. Кроме этого, он также является председателем и одним из основателей Фестиваля архитектурных фильмов в Роттердаме (AFFR).
Мы встретились с Йордом и устроили прогулку по местам Киева, которые впечатлили архитектора больше всего – это Институт научно-технической и экономической информации, гостиница «Салют» и крематорий. Йорд впечатлил нас своими рассуждениями об архитектуре города и ассоциациями, которые вызвали у него сооружения. Кроме этого, мы успели поговорить о взаимопроникновении архитектуры в кино, о том, кто такие архитекторы, и о любви, конечно же.
О Киеве
Слышите звук того, как горят трупы? Чувствуете запах дымохода? Мне видится в этом метафора жизни. Ощущение, как будто самолеты улетают. Такого, как Киевский крематорий, не увидишь в Европе. Еще и презерватив тут валяется. Удивительно: жизнь заканчивается и зарождается новая.
Я пробыл в Киеве всего пару дней, но уже проникся советским модернизмом города, в котором все еще прослеживается высокое качество проделанной работы. Особенно меня поразили те идеи, с помощью которых люди пытались выразить свое представление о будущем. Эта летающая тарелка на станции метро «Лыбедская» (Институт научно-технической и экономической информации – ред.) – я в восторге от этого здания! Выглядит будто пришельцы приземлились на его верхушку. Оно могло бы стать настоящей достопримечательностью Киева. У меня есть друзья-архитекторы, которые готовы только ради него и приехать сюда.
Гостиница «Салют», снаружи вся такая круглая, смотрится как утопия или чудовище, прилетевшее с Марса, но, когда вы попадаете внутрь, перед вами типичный традиционный, почти скучный, советский интерьер: с коврами, а вокруг все мигает. Это зеркально мышлению людей – такие мелочи, но это то, что я называю эмоцией. Мог бы получиться отличный фильм, если бы его снимал Авраам Милецкий (архитектор, построивший гостиницу «Салют», – ред.).
«Салют» – музыкальная композиция. Авраам Моисеевич не рисовал его под линейку, он дирижировал. Здание звучит как гимн.
Мне очень нравится, как обустроен Киев. Есть левый берег, где дома порой имеют ужасный стиль и выглядят очень дешево. И в противовес ему правый берег, где золотые сверкающие купола монастырей и церквей, которые говорят нам об очень богатом прошлом страны. Не думаю, что есть еще город, где вы можете встретить такие противоположные друг другу стороны. Я не хочу использовать слова «хорошо» или «плохо» – скорее, это интересно.
Период СССР и архитектура, которую он дал вам, – это не проблема. Это отрезок времени, который, так или иначе, был. Вы никогда не должны стирать его или избавляться от него, даже если эпоха была плохой.
Даже в Нью-Йорке вы можете встретить советский стиль. Ощущение, будто монстры появляются в городе.
Взгляните на Бухарест. Там архитектура находится в ужасном состоянии, потому что люди ненавидят Чаушеску и весь период, с ним связанный, они ненавидят здания. Дайте им 10 лет — и они будут говорить: «Хорошее сооружение, почему бы и нет».
Об архитектуре и кинематографе
Блуждать по городу для меня – все равно что читать киносценарий. Вы заходите и выходите из метро, например, и испытываете разные ощущения – это как заглядывать в историю и заходить в разные съёмочные павильоны.
Пространство и интерьеры, которые задействованы в кино, могут становиться полноценными персонажами картины и иметь свой характер. Но зрители чаще всего этого не замечают.
Когда я учился на архитектора, я начал писать. Меня захватил театр, и я выпустил пару пьес, которые привили мне любовь к тому, чтоб рассказывать истории. Есть определенное сходство в том, как смотрят на мир архитекторы и рассказчики.
Архитекторы – не просто сборщики или конструкторы зданий. Все заключается в том, как вы смотрите на этот мир, потому что вы даёте ему свои эмоции и видение. Это все равно что рассказывать историю, которая может стать книгой или фильмом — а может и зданием.
Строить здание – все равно что рассматривать реальность с разных углов. У меня вызывает огромное любопытство человеческая фантазия – это как заметка о действительности, а архитектура может помочь в этом разобраться: вы проходите сквозь чужие выдумки, словно через зеркало, как Алиса в Стране чудес (смеется).
Признаюсь, иногда я сам, когда прохожу сквозь здание, понимаю, что оно дало мне определенное ощущение и знание. В архитектуре есть своя драма и сила, которые очень легко считываются, мрачная это история или, наоборот, смешная.
Когда режиссер рассказывает историю и сценарий, порой ты незамедлительно видишь декорации, в которых все может происходить.
Альфред Хичкок был очень хорошо осведомлен в том, насколько важна локация. Он понимал, какие именно эмоции могут дать те или иные экстерьеры и интерьеры. То же самое могу сказать и о Стэнли Кубрике. Каждый его фильм, который вы смотрите, и декорации наполняют вас нужным настроением, которое намеревался вызвать режиссер.
Сейчас я пишу сценарий для своего нового фильма — о девушке, которая потерялась в виртуальном мире. Ее никогда нет здесь и сейчас – она всегда в телефоне, но при этом связана с местом, где ее физически нет и не будет. Мне очень интересно понять и разобраться, что же происходит на самом деле: связаны ли мы еще как-то с реальным миром или потеряны в виртуальной реальности. И если последнее правда, то куда мы движемся дальше.
О будущем и главных задачах архитектуры
Дом – это не просто дом, офис – не просто офис. Речь идет о более сложных и тонких вещах, потому что ты понимаешь, что ты производишь что-то важное для человечества.
Я бы сказал, что главная задача архитектора в том, чтобы создать лучший мир, но это очень громкие слова. Просто существует великое множество задач, которые нужно решать именно нам. Если вы являетесь архитектором в Индии, то можете помочь, например, людям с туалетами, это предотвратит заболевания.
Мы ответственны за то, что мы делаем. И так во всем. Несем людям определенный огонек света в конце тоннеля, чтобы все были счастливы.
О проекте CYCLING CITIES
Велосипед – это новая форма для города. Если мы хотим сохранить наши города, мы должны изменить наш подход к транспорту. Вы не можете больше иметь дело с автомобилями, потому что они вредоносны для окружающей среды. Велосипед же имеет массу преимуществ: он полезен для вашей физической формы, он не загрязняет ничего, и, когда вы едете, вы видите город, что не менее важно. В Амстердаме каждый имеет по крайней мере два велосипеда.
Мы начали снимать еще в Амстердаме, а потом мне пришла в голову идея сравнить город с Пекином, например. Возможно ли найти те велосипедные места, которые мы отсняли, в столице Китая? Конечно же, они оказались не совсем похожи, но главным для меня было отыскать ощущение от местности, будто вы думаете: «Я уже был здесь раньше».
Мне интересен не только результат, который может принести проект Cycling Cities, но сам процесс поиска городов и подходящих мест для передвижения на велосипеде.
Мы показывали как-то наш фильм на биеннале в Милане на шести экранах. Некоторые люди тогда подходили и говорили мне: «Теперь я больше сосредоточен на тонкостях, потому что в деталях нашел разницу». А другие мыслили более технично: «В Амстердаме, конечно, намного больше велосипедов, чем в Будапеште. Последним надо как-то задуматься над этим».
Я прислушиваюсь ко всем комментариям, которыми люди делятся со мной после просмотра картины. Мне нравится, что такая простая идея может привести к такому широкому её обсуждению. И чем больше городов зовут к ним приехать и отснять, тем интереснее становится.
О любви
Тут много не скажешь. Сложный вопрос.
Для меня любовь – чувство бескомпромиссной привязанности.
О молодых архитекторах
Я преподаю молодым архитекторам, и, когда я начинаю наблюдать за ними на полпути до получения диплома, я вижу, что они начинают чувствовать себя потерянными. Сейчас мир дает им слишком много информации. Эта проблема касается всего современного поколения.
Я всегда говорю на своих занятиях: «Идите, найдите себя: откуда вы пришли, где находится ваша точка отсчета, — потому что именно она и подскажет вам правильное направление. Не смотрите слишком много и часто на мир вокруг вас». Нужно смотреть, откуда вы пришли, чтобы понять, куда идти дальше.
В конце концов, сначала нужно заглянуть внутрь себя, прежде чем выйти наружу.
Текст: Настя Калита
Фотограф: Алексей Гоц