Великие переселенцы: Семья Прицкер

Герои
28.02.2018
ТЕКСТ: Юрий Амосов
В октябре 2015 года в селе большие Прицки Киевской области остановился кортеж 38-го министра торговли Соединенных Штатов Америки. Пенни Прицкер, представительница семьи Прицкер, одной из самых богатых семей США, которая к тому же владеет отельной сетью Hyatt, приехала в Украину по вопросам помощи в проведении финансовых реформ и внесла в свой двухдневный визит поездку на малую родину своих предков. Хотя, скорее всего, фамилия Прицкер появилась немного позже, когда евреям разрешили переезжать в крупные города империи – и в 1855 году семья переехала из Белой Церкви в Киев.
ПОДЕЛИТЬСЯ

Путь к состоянию, которое составляет примерно $29 млрд, проложил Николай Прицкер, сын Якова Прицкера.

Яков родился в 1831 году в селе Большие Прицки и был управляющим местного сахарного завода.

Именно он со своим сыном эмигрировал в США, после того как в Киеве в 1881 году начались еврейские погромы. Позже помощь евреям из стран Восточной Европы будет одним из важнейших дел для этой семьи.

Семья Николая Прицкера в Киеве жила на Подоле, где в то время была сконцентрирована еврейская община.

Из интервью Пенни Прицкер:

«Моя семья бежала из Украины после череды нападений на еврейские семьи и учреждения. После убийства императора Александра II в Санкт-Петербурге начали распространяться слухи о том, что евреи несут ответственность за смерть царя. Вследствие этого по всей России вспыхнули беспорядки. Мой прадед Николай, которому тогда было десять лет, вместе со своими родителями около трех дней просидел на чердаке дома, а когда погромы ненадолго утихли, семья обнаружила, что их маленький магазин зерна был полностью разграблен. Тогда, ради безопасности своих родных, Яков Прицкер начал обдумывать переезд за океан, в новый мир».
Пенни Прицкер

В 1881 году Прицкеры покинули Киев и эмигрировала в США. Поселившись в Чикаго, семья оказалась практически без денег. Единственной их надеждой был сын Николай. Его отец прило- жил немало усилий, чтобы заработать деньги на юридическое образование сына. Впоследствии Николай Яковлевич Прицкер стал выпускником юридического факультета Гарварда. Его практика была достаточно успешной – и через пару лет он смог открыть в Чикаго свою адвокатскую фирму.

Интересна и судьба матери Николая Прицкера, Софии. Понимая положение евреев в Российской империи в конце ХІХ века, она начала работу 
по сбору средств и привлечению иммигрантов в США.

Из интервью Пенни Прицкер:

«В иммиграции моя прабабушка София основала Nickel Society. Это должно было помочь другим еврейским иммигрантам покинуть Восточную Европу и начинать свою новую жизнь в США»

Пенни Прицкер точно не знает, когда было организовано общество, но существуют данные, что его участники вносили по 5 центов каждую неделю и отправляли собранные средства за океан, помогая в организации переезда евреев в США. Учитывая инфляцию, 5 центов в 1914 году сейчас равняются $1 и 18 центам. Согласно семейной истории, позже название общества было изменено на Orthodox Jewish Sheltering Home. София Прицкер и другие еврейские женщины также организовали Ladies Aid Society – для помощи семьям иммигрантов на новой земле.

Панская усадьба в Больших Прицках, конец XIX века
Николай Яковлевич Прицкер (Nicholas J. Pritzker) со своей женой Энни Прицкер, примерно 1891 год
Панская усадьба в Больших Прицках, конец XIX века
Николай Яковлевич Прицкер (Nicholas J. Pritzker) со своей женой Энни Прицкер, примерно 1891 год
01 00
Панская усадьба в Больших Прицках, конец XIX века
ПОДЕЛИТЬСЯ

Для Николая Прицкера было важным обеспечить своим потомкам беззаботное будущее. Но он даже не мог представить, каких высот через столетие сможет достичь его семья. Внуки Николая, Джей и Дональд, сначала работали в семейной фирме у своего отца Абрама и мечтали открыть собственный бизнес. В 1957 году Джей по дороге в аэропорт заехал выпить кофе в один из отелей Лос- Анджелеса. Официантка пожаловалась ему, что ей не хочется терять работу, ведь отель в скором времени должны закрыть из-за низкой рентабельности. Обдумав услышанную историю, Джей Прицкер попросил официантку позвать хозяина и, дождавшись его, прямо на салфетке написал цифру – $2 200 000. Владельцу отеля Хаятту Роберту фон Дену пришлось по душе это предложение – и он сразу же согласился продать свою долю Джею Прицкеру, но с одним условием: в названии должно сохраниться его имя. Джей был не против. Отель находился на территории международного аэропорта Лос-Анджелеса и не отличался особым комфортом, да и семья еще никогда не инвестировала в отельный бизнес. Абрам Прицкер обычно вкладывал свободные средства в различные активы и даже стал акционером промышленного конгломерата Marmon group, который сейчас принадлежит Уоррену Баффету. Отель так и мог бы остаться еще одним недвижимым активом, но так не случилось. Джей делал ставку на то, что многие бизнесмены в своей вечной гонке со временем захотят останавливаться в роскошных отелях рядом с крупными аэропортами,
и он оказался прав. Уже в 1967 году в Атланте открылся Hyatt Regency, ставший первым знаковым отелем международной сети. Гости Hyatt Regency были поражены архитектурным обликом отеля, панорамными лифтами, огромным внутренним двором-атриумом и вращающимся рестораном наверху, выполненным в форме летающей тарелки. Спустя два года в США было открыто уже тринадцать отелей Hyatt, а с появлением отеля в Гонконге сеть Hyatt Regency стала международной.

Hyatt Regency Atlanta, 1967 год
Закрытый атриум отеля
Hyatt Regency Atlanta, 1967 год
Закрытый атриум отеля
01 00
Hyatt Regency Atlanta, 1967 год
ПОДЕЛИТЬСЯ

С открытием все большего количества пятизвездочных отелей по всему миру Джей Прицкер и его жена Мариан решают основать премию, впоследствии ставшую главной архитектурной премией мира.

Семья Прицкер, всю жизнь прожившая в Чикаго, пропиталась любовью не только к архитектуре города, но и к главному архитектору небоскребов и идеологу чикагской архитектурной школы – Луису Салливану. Можно смело сказать, что увлечение Джея и Марианы архитектурным наследием Салливана послужило толчком для учреждения Прицкеровской премии.

Медаль Прицкеровской архитектурной премии (The Pritzker Architecture Prize). Ее основатель - фонд Hyatt Foundation. Лауреату вручается бронзовая медаль и денежный приз в размере $100 тыс.

Ежегодно, с 1979-го, Прицкеровская премия вручается одному архитектору. Победитель определяется закрытым голосованием жюри. Премию часто называют «Нобелевской» в области архитектуры.

Главным критерием в выборе победителя считают инновационный характер архитектурных идей и методов. Первым лауреатом премии стал архитектор Филипп Джонсон, «основоположник интернационального стиля» в архитектуре середины ХХ века.

Каждый год премия вручается в новом месте и сопровождается выставкой, посвященной всем Прицкеровским лауреатам.

В 2004-м вручение премии проходило в здании музея «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге, ее получила Заха Хадид, первая женщина – лауреат Прицкеровской премии.

За тридцать лет существования практически все выдающиеся архитекторы второй половины ХХ века были удостоены премии семьи Прицкер.

Семья Прицкер, 1968
Дональд Прицкер
Роберт Прицкер
Джей Прицкер
Джек Прицкер
Абрам Николас Прицкер

Компания Нyatt Hotels Corporation, одна из самых больших отельных империй в мире (573 отеля в 45 странах), и семья Прицкер остаются закрытыми для СМИ и широкой общественности. Количество их интервью не превышает десяти.

У братьев – основателей сети Нyatt Джея, Роберта и младшего Дональда Прицкеров
было много детей. Один из них, сын старшего брата Джея, Томас Прицкер, сейчас руководит семейной корпорацией, а дочь младшего брата Дональда, Пенни – занимала пост министра торговли в правительстве Барака Обамы. Также у их деда Абрама Николаса Прицкера было еще два брата: старший – Гарри и младший – Джек.

Сын среднего брата Роберта Прицкера, Джеймс – подполковник в отставке – долго не мог идентифицировать себя и в 2013 году сделал операцию по смене пола, выбрав имя Дженнифер. Дженнифер является одной из 11 членов семьи Прицкер, которые входят в список 400 самых богатых жителей США.

генеалогическое древо семьи прицкер, от Николаса Дж. Прицкера (Николая Яковлевича Прицкера)

Но настоящий скандал в империи разразился после смерти главы семьи – Джея Прицкера.

Основатель Нyatt Hotels Corporation скончался в январе 1999 года, на 76 году жизни.

Джей Прицкер построил империю стоимостью $15 млрд, которая насчитывает более 200 компаний, включая Hyatt Hotels Corporation,
и сеть из тысячи семейных трастовых фондов.

На его похороны съехались практически все из 52 членов семьи. Это был первый и, наверное, единственный раз, когда всю семью Прицкер можно было увидеть вместе.

Когда тело Джея Прицкера было погребено, мир поразил один из самых беспрецедентных и дорогих исков в истории судебной системы США.

Племянница Джея Прицкера и дочь Роберта Прицкера, девятнадцатилетняя Лизель Прицкер, подала в суд на своего отца, дядю
и двоюродных братьев, обвиняя их в разграблении целевых фондов компании на сумму в $1 млрд, и потребовала моральную компенсацию в размере $5 млрд. Общая сумма иска Лизель против своей семьи составила $6 млрд.

Она заявила, что сыновья и племянники Джея после его смерти разработали секретный десятилетний план раздела семейной империи. Таким образом участники тайного договора хотели разделить между собой семейное состояние, чтобы каждому досталось по $1,4 млрд. Но Лизель и ее старшего брата Мэтью семья в тайный план не включила.

Мало кто мог ожидать, что всегда сдержанные и благовидные наследники великой американской семьи Прицкер начнут делить и разрушать свою 100-летнюю империю.

Братья Прицкер. старший брат Джей (слева), средний Роберт (справа) и младший Дональд (по центру), примерно 1937 год.

Джей Прицкер никогда не покупал компании только потому, что они были в элитных отраслях или являлись известными брендами. Он приобретал их только в том случае, если понимал, что те могут принести ему прибыль.

На протяжении карьеры, охватывающей почти полвека, Джей купил и продал более 200 предприятиями. Большинство из них были компаниями, о которых мало кто слышал, например, компании – производители орехов и болтов, такие как Amarillo gear Co. и Darling Store Fixtures. Он покупал их, если понимал, что этот рынок или их налоговые структуры недооценены другими инвесторами.

Когда-то он приобрел невзрачный отель возле аэропорта, переплатив за него в четыри раза. А потом этот отель стал одной из самых известных финансовых империй в мире.

Из интервью Пенни Прицкер:

«Во время поездки в Берлин в 1934 году мои прадед Абрам и дядя Джей обедали в одном из ресторанов, когда группа фашистов шумно вошла в заведение. Они пришли туда провозглашать свои пламенные лозунги. В конце речи один из ораторов поднял тост за Гитлера. Все присутствующие в ресторане встали и сделали приветствие. Глядя на Джея, мой прадед сказал: «Что же нам теперь делать, все встали? Мы поднимаемся?» Джей, которому тогда было только 14 лет, сказал: «Дедушка, если мы не трусы, мы не поднимаемся и не салютуем!». Они были единственными кто остался сидеть».
ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).