Пальто Нео и комбинезон Лилу: культовые наряды из кино 1990-х

Тренды
12.04.2018
ПОДЕЛИТЬСЯ
Дизайнеры за кулисами: рассказываем о костюмерах, которые одевал киногероев 90-х.
ПОДЕЛИТЬСЯ

1990-е – эпоха гранжа, объемных фасонов, неоновой спортивной одежды и, конечно, причесок «как у Рейчел». Именно в это десятилетие поп-культура достигла пика своего влияния на моду – киноленты 90-х до сих пор вдохновляют дизайнеров, а образы героинь «Матрицы» и «Криминального чтива» не теряют популярности на хеллоуинских вечеринках.

«Матрица» – пример ленты, в которой наряды не только раскрывают характеры героев, но и формируют всю эстетику вселенной. Когда режиссеры решили, что основным цветом мира «Матрицы» будет зеленый, дизайнер костюмов Ким Барретт придумала необычный способ воплотить эту идею в жизнь. Вместо того, чтобы просто заставлять протагонистов носить зеленые наряды, она покрасила всю белую и серую одежду героев в светлые оттенки салатового и изумрудного. Цвет не бросается в глаза при просмотре, но все же заметен.

Еще одна особенность картины – то, что культовые костюмы на самом деле изготовлялись из дешевых подручных материалов: Тринити одета с ног до головы в дешевый поливинилхлорид, а Морфеус – в искусственную кожу. Тем не менее наряды протагонистов нагружены символическим значением – блестящая одежда Тринити напоминает переливающуюся ртуть и намекает на неуловимость героини. Во многом костюмы задумывались как городской камуфляж – персонажи облачены в темные, сверкающие ткани, и могут легко раствориться среди футуристического пейзажа. Еще одним источником вдохновения для дизайнера были минималистические облачения тибетских монахов и костюмы из фильмов о самураях.

Идеи Ким Баррет до сих пор остаются актуальными: Николя Гескьер обращался к образам из «Матрицы» в своих коллекциях для Balenciaga, демонстрируя на подиуме кожаные лосины и лаконичные туники, а Эди Слиман по-своему интерпретировал знаменитое пальто Нео. Но главный поклонник творчества Вачовски в мире высокой моды, несомненно, бунтарь Рик Оуэнс, который не единожды расхваливал эстетику ленты. Вслед за Оуэнсом «Матрицей» начали вдохновляться и представители разных субкультур, в первую очередь – приверженцы хэлс-готики, которые в своей одежде сочетают минимализм, высокотехнологичные материалы и мрачные цвета.

Не менее влиятельными оказались дизайны Жан-Поля Готье для «Пятого элемента» Люка Бессона. Примечательно, что Готье не просто создал наряды для главных героев, а придумал более тысячи полноценных образов, включительно с одеждой для второстепенных персонажей и даже массовки.  

Если в золотую эпоху Голливуда дизайнеры костюмов почти на протяжении всей карьеры работали с одной студией, то в 1970-х и 1980-х начал формироваться тренд на тесное сотрудничество определенных режиссеров со «своими дизайнерами». Эта тенденция продолжилась и в 1990-х – Линч и дальше работал с Патрицией Норрис, а Тим Бертон нашел идеальную единомышленницу в лице легендарной обладательницы трех «Оскаров» Коллин Этвуд. Одной из особенностей работы Этвуд было не только ее желание экспериментировать с фасонами и цветами одежды, но и ее готовность изобретать сложные конструкции, которые позволяли актерам себя комфортнее чувствовать в костюмах. Знаменитый кожаный наряд Джонни Деппа в ленте «Эдвард Руки-ножницы» был слишком жарким, особенно если учесть, что фильм снимали летом во Флориде. Коллин придумала для актера специальный охлаждающий комбинезон, который позволял Джонни сохранять нормальную температуру тела.

Когда мы говорим о культовых нарядах из фильмов 1990-х, нельзя не вспомнить о самой знаменитой подростковой картине эпохи – комедии «Бестолковые» Эми Хекерлинг. И режиссер ленты, и дизайнер костюмов Мона Мэй не единожды заявляли, что одежда не просто украшала фильм, а была скорее полноценным действующим лицом. Художник-постановщик «Бестолковых» даже следил за тем, чтобы локации были приглушенных цветов и не отвлекали от пестрых платьев героини Алисии Сильверстоун.

Сейчас использование бюджетных и брендовых вещей в одной ленте никого не удивит, но в 1995 году эклектический подход Мэй был действительно революционным. В некоторых сценах блистали костюмы от Dolce & Gabbana и знаменитое красное платье от Alaia, а в других актрисы были одеты в шляпки, найденные на секонд-хенде. Впрочем, не стоит думать, что яркие (а порой даже откровенно вызывающие) модные эксперименты Мэй отражали настоящую калифорнийскую моду. Напротив, дизайнера раздражала массовая популярность гранжа, а женственные пастельные платья Шер Хоровитц стали чем-то вроде протеста против вездесущей угрюмой эстетики.

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).