Девушка, которая дружила с Марией-Антуанеттой, рисовала в Петербурге, вернулась по зову Наполеона в Париж и осталась в истории искусства одной из главных портретисток XVIII-XIX веков, – все это Элизабет Виже-Лебрен. Вместе с видеолекторием WiseCow продолжаем публиковать истории об известных художницах и их влиянии на мировое искусство.
Автопортрет, 1790 год
Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен родилась в Париже в далеком 1755 году. Как и у Артемизии Джентилески, ее отец был художником, который обучал Элизабет живописи с ранних лет. Когда ей было 12, отец скончался, но его дело продолжили друзья семьи – Франсуа Дуайен и Габриель Бриар. В 16 лет Элизабет, тогда еще просто Виже, была настолько искусна, что власти закрыли ее мастерскую из-за отсутствия патента. А значит, уже в свои 16 она была достаточно известна, чтоб привлекать внимание тех самых властей.
Великая княжна Александра Павловна и великая княжна Елена Павловна, 1795
Менторы Элизабет позаботились о том, чтобы юная и талантливая художница нашла свое место среди аристократов французского королевства, среди которых был сам король и члены его семьи.
В свои 21 Элизабет вышла замуж за художника и торговца живописью Жан-Батиста Лебрена, который помог презентовать девушку королевской семье и получить приглашение в Версальский дворец. Там она получила покровительство Марии-Антуанетты – та была так довольна работами Элизабет, что оставила девушку придворной портретисткой. За шесть лет работы при дворе художница написала более 30 портретов королевы и ее семьи, тщательно работая и над образом самой Марии-Антуанетты. В своих более поздних работах она старалась представить королеву более «понятной» для простой публики, изображая ее заботливой матерью. В 1783 году Элизабет, поговаривают, не без помощи королевы, смогла получить членство в Королевской академии искусств.
Портрет принцессы Беневанской
Революция, обрушившаяся на Францию в те времена, не могла не отразиться на жизни Элизабет, и после ареста Марии-Антуанетты портретистка сбегает из страны вместе со своей дочерью. Она отправилась в масштабное путешествие – сначала пару лет работала в Италии, потом в Австрии и в какой-то момент даже осела на шесть лет в Российской империи. Тогда по всей стране была мода на все французское, так что неудивительна популярность Виже-Лебрен – сама придворная портретистка Марии-Антуанетты в столице Российской империи! Она рисовала портреты всех дворян, аристократов, короля Польши Станислава Августа Понятовского и членов семьи Екатерины Великой. Конфликт с Екатериной и стал последней каплей, которая убедила Элизабет покинуть Петербург. А вышло вот как: Элизабет нарисовала внучек Екатерины Великой, но они были в одежде с рукавами до локтя. А показывать на публике изображения с хоть и небольшой, но видимой частью оголенных рук – это неподобающе, так нельзя рисовать, и императрица была очень недовольна работой. Элизабет, конечно, рукава дорисовала, но уехала – даром что в столице у нее были поклонники и неплохой социальный статус.
Портрет Марии Антуанетты с детьми, 1787 год
Муж Элизабет, Жан-Батист, все это время был на родине и добивался удаления жены из списка контрреволюционных эмигрантов, чтобы они с дочерью смогли вернуться в Париж. В 1804 году ему удалось добиться снисхождения и Виже-Лебрен разрешили приехать во Францию. Конечно, ее отношения с режимом Наполеона I и правящей элитой нельзя было назвать «дружескими» или «гладкими», но она продолжила рисовать портреты знати и близких императора. Так что политика политикой, а хороший портрет можно и у подруги Марии-Антуанетты заказать. Кроме того, она выполняла заказы для многих английских и европейских аристократов и даже нарисовала лорда Байрона.
Портрет молодой девушки, 1797 год
У Элизабет есть еще и собственные мемуары – важная находка для исследователей искусства и жизни того периода. Умерла Элизабет в Париже в 1842 году, на восемьдесят восьмом году жизни. На ее надгробии у старого дома в Лувесьене написано: «Здесь, наконец, я отдыхаю…»
Элизабет была настоящей селебрити своего времени – портрет ее руки был статусной вещью, которая преобладала даже над идеологическими убеждениями. И благодаря этому, а также таланту самой Виже-Лебрен до наших дней дошли одни из лучших портретов той эпохи.
Автор курса: Мариам Найем
Редактор: Александра Малевич