Саша Вареница, журналист и пиар-менеджер, презентовал пиар-лабораторию "Много воды".
Мы встретились с Сашей и обсудили с ним, почему новой украинской музыке нужно еще больше хайпа и как сегодня в Украине работается пиарщикам в музыкальной сфере.
Формат
Лаборатория — это не просто красивое слово. Прежде чем взяться за нашу часть работы, то есть непосредственно за продвижение музыки, сам проект или релиз нужно основательно подготовить к запуску. У топ-артистов есть своя команда, и все эти задачи они решают сами, а к нам приходят с уже готовым пресс-паком. Но в основе концепции "Много воды" — приоритет работы именно с молодыми перспективными артистами. Они часто обращаются к нам, показывая интересный, но пока еще “сырой” материал, и плохо понимают, что с ним делать дальше. А вот мы уже понимаем.
До запуска "Много воды" я работал более чем с 80 артистами из разных стран. Среди них было достаточно тех, чья карьера пока не сложилась. Мы допускали какие-то ошибки и набивали шишки на практике. Это важнее всего — самый ценный опыт. Теперь мы заранее можем предвосхитить многие моменты и еще на первой встрече объясняем: пойдешь этим путем — будет так, вторым — вот так, третьим (успешным) — нужно сделать еще вот это и это. Артист спрашивает: но как именно? И тогда берется за работу команда наших проверенных партнеров: стилист, дизайнер, фотограф, SMM-менеджер, специалист по YouTube и многие другие. Артист чувствует себя как Золушка в диснеевском мультфильме, которую птички, гномы и лесные зверушки, веселясь и танцуя, собирают на бал.
Артисты
Мы работаем с определенным типом артистов, с новой интересной музыкой. Я себе придумал термин “оверграунд”. Андеграунд — это не просто некоммерческая музыка. Это также особый подход к работе. Есть такое понятие DIY — do it yourself. То есть сам играешь на гитаре, сам поешь, записываешь, выпускаешь и сам рисуешь обложку. Вот это в моем понимании полный андеграунд.
Мейнстрим и поп-музыка — это, напротив, определенные рамки и форматы. Там нам тесновато. Потому мы работаем в основном с теми, кто делает смелую музыку, но настроен всерьез, не шутки ради. Такие артисты нуждаются в команде. Мне симпатичны те, кто не оглядывается на шаблоны, а сам начинает диктовать повестку дня. Их путь дольше и сложнее. Но так ведь интереснее! Здесь главное — выдержка, стабильность и терпение. Уинстон Черчилль говорил: "Успех — это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма".
Начало
Получилось так, что наш первый состав артистов собрался как-то сам собой, причем очень быстро. Случилось это еще в феврале. Тогда "Много воды" был просто моим каналом в Telegram. Мне позвонил Денис Ржавский из группы "Счастливые люди" и говорит: “Приезжай в Closer на премию радио "Аристократы" — (А) prize”. Я приехал, мы были едва знакомы. За пять минут все обсудили и ударили по рукам. Через пару дней Андрей Иноземцев, директор Alina Pash и "Счастливых людей", назначил мне встречу в кафе. Поставил bluetooth-колонку на стол и включил несколько демозаписей, в том числе Bitanga. Парень за соседним столиком возразил: "Вы, мол, мешаете нам отдыхать со своей музыкой". А потом вышел и почему-то оплатил наш счет. Видимо, оценил потенциал. "Адвокаты", The Maunt появились в то же самое время. Тогда я понял: пора стартовать!
Офлайну быть
Интернет перегружен — от количества информации порой уже тошнит. Работая над запуском "Много воды", я понял одну важную вещь: чем больше появляется новых площадок и возможностей продвижения в виртуальном мире, тем ценнее становится “развиртуал”. Мы ведь знаем сейчас все друг про друга, ни разу не встретившись в реальной жизни. Иногда от этого как-то немного неловко при знакомстве. Но живое общение и эмоции очень важны, если ты строишь что-то большое и интересное. Комьюнити — это не подписчики в Facebook. Это забитый танцпол, который двигается в такт одному ритму. Вес любого проекта можно определить, только когда он входит в реальную жизнь. Поэтому важно устраивать мероприятия. Именно поэтому мы организовали шоукейс Много Воды в рамках Kyiv Music Days. Получилось круто.
Стоимость
Полный запуск артиста сегодня обойдется где-то в полмиллиона гривен. В эту сумму входит мини-альбом, выпуск хорошего клипа, посев клипа на YouTube и полгода работы команды, которая сопровождает вас. Сюда же входят аранжировки, мастеринг, сведение и несколько фотосессий.
Клип, который взорвет, стоит, как правило, около 10 000 долларов. Хотя цена видео Алины Паш Bitanga, к примеру, значительно меньше. Качество измеряется все-таки не тысячами долларов, а прежде всего идеей. Там все сложилось: красивые локации, личная история Алины и стилист, который прямо на съемках придумывал и дополнял образы.
Деньги
Честно говоря, бизнесмен я во всем этом процентов на 10. Процентов на 50 — журналист. Имидж — то, из-за чего люди идут ко мне. И, как ни странно, он держится на моем журналистском багаже и на телеграм-канале "Много воды". Ко мне приходят артисты с фразой “я тебя читаю, со всем согласен, давай работать”. Я думаю: какая связь? Ведь я могу хорошо писать и быть ужасным пиарщиком. (Смеется.)
Если говорить про финансовую составляющую, то музыкальный пиар не та сфера, где можно заработать. Например, быть просто пресс-секретарем медийного человека или политика соизмеримо с работой с пятью артистами одновременно.
Чтобы пиарщик погружался в работу на 24 часа в сутки, он должен получать 2-3 тысячи долларов. Столько зарабатывают те, кто сотрудничают с топ-звездами. Почему я этим не занимаюсь? Я из другого теста. Пиарщики такого типа — такие же светские персоны, как и их артисты. Им нужно всегда выглядеть с иголочки, посещать все премии. В общем, полностью соответствовать “звездному лайфстайлу”. Мы же — другие. Нас не видно. Мы сидим в офисе с ноутбуками, стучим по клавишам с утра до ночи. Звучит так себе, но мы этим живем и находим в этом свой определенный интерес и даже азарт.