В Украине вышел «Еротичний щоденник» – самиздат и абсолютно независимый проект, профинансированный командой. «Завдяки відсутності інвестора ми могли реалізувати все, що хотіли, без впливу, – говорит Дана. – «Щоденник» вийшов дуже чесним, самоорганізованим та створений реальним – це є важливою частиною його специфіки».
В «Щоденнику» представлены работы 14 современных художниц и 3 публицисток, которые размышляли на тему чувственности и эротики; несмотря на то, что созданием занимались исключительно девушки, издание рассчитано на все гендеры. Объединить работы в единый дневник взялась дизайнер Лера Гуевская. Она не только смогла сделать проект стилистически целостным – именно ей пришла в голову идея создания алой бархатной обложки, идеально подходящей для такой книги, как «Еротичний щоденник».
Готовить «Щоденник» к выпуску помогала Катерина Мищенко, соосновательница издательства "Медуза". Она подключилась к работе над изданием уже на этапе, когда оно было практически готово, и вместе с Оксаной Брюховецкой занималась редактурой текстов. Кроме того, проникнувшись духом Эроса, Катерина и сама написала для «Еротичного щоденника» небольшой рассказ.
Мы встретились с четырьмя девушками, главными действующими лицами проекта, и узнали у них, о чем их книга, в чем ее роль и сверхзадача и почему так важно, что она появилась на свет.
Содержание
«Ми хотіли, щоб щоденник був інтерактивним, – рассказывает Оксана Брюховецкая, которая занималась работой над текстовой частью дневника. – Ми залишили у ньому чисті сторінки із метою, щоб власниця чи власник могли доповнювати його своїми спостереженнями та думками – еротичними чи ні, неважливо». В этом смысле дневник вышел дуальным: с одной стороны, он очень интимный, ведь его предполагается заполнять собственными записями, но с другой – вы можете вырезать иллюстрации и использовать их как открытки, они специально были напечатаны на чуть более плотной бумаге. «Спочатку ми думали тільки про формат із доповненням – про дописи на вільних сторінках, – вспоминает Дана Космина. – А далі вже з’явилась ідея зробити видання не статичним – з одного боку, ти можеш дописувати, а з іншого – виривати листівки та дарувати їх одне одному. «Щоденник» є рухомим, як і саме тіло є рухомим».
Кураторками были собраны графические работы – и несколько видео, представленных в книге в виде стоп-кадров – от середины 2000-х годов и до современности: некоторые из них были созданы специально для дневника. Именно этим работам Космина, как автор идеи, радовалась больше всего: по ее словам, было очень приятно, что художницы находили время и вдохновение для того, чтобы создать новую работу именно для дневника.
В «Щоденнику» размещены работы тех авторов, кто так или иначе касается темы чувственности в своих работах. «Для деяких художниць – приміром, як для Аліни Копиці – чуттєвість і сексуальність є центральною темою творчості. Але є і такі, у яких домінують інші теми, проте ця також присутня, і було дуже цікаво їх віднайти», – рассказывает Брюховецкая. Некоторые из работ, опубликованных на страницах дневника, пусть даже не будучи созданными специально для него, все равно впервые будут представлены широким массам – например, аппликации и коллаж Ксении Гнилицкой. Точно так же никогда еще не были опубликованы новеллы, вошедшие в книгу, – это короткая проза, которая сама по себе чем-то напоминает дневниковые записи.
Дизайн
Лера Гуевская, работавшая над дизайном книги, признается: ей всегда было интересно попробовать себя в подобном DIY-проекте. «Верстать было очень увлекательно – мы собрали и графику, и тексты, и пустые страницы. Для текстов авторок нужно было выбрать разные цвета бумаги. Мы ведь отличаемся друг от друга цветом кожи, своими историями и опытом переживаний», – рассказывает Лера.
«Конечно, у меня как у дизайнера всегда была эротическая фантазия сделать бархатную обложку с золотым тиснением, так что все сошлось. Не знаю, мне кажется, отношение женщин к эротике более ироничное, чем у мужчин, и вот этой обложкой мы тоже немного смеемся. Не знаю, есть ли такое понятие, как «постирония», но, если есть, вот это именно она».
Феминистский вектор
«Начебто ми живемо в демократичному суспільстві, але все одно – коли ми бачимо висловлювання на тему сексу, переважно вони презентують чоловічий погляд, – говорит Оксана Брюховецкая. – Тому нам важливо було зробити спільний стейтмент від декількох жінок, художниць та письменниць – талановитих, класних, цікавих. І мені дуже подобається, що ми зробили саме колективне висловлювання. Це пов’язано із низовим рухом за жіночу емансипацію та звільнення».
Создательницы книги отмечают, что в ней удалось транслировать еще и особенный женский взгляд на эротику. Так, Брюховецкая говорит, что продукт, рассчитанный на мужчин, всегда направлен на женское тело и воспринимает его как объект. «А в жіночому погляді я бачу багато взаємодії з природою, багато іронії, сама суть еротизму розширюється. Це не концентрація виключно на тілі як на зовнішньому об’єкті, це мова із середини тіла і вихід за його межі. І навіть власне тіло жінки бачать по-іншому – це більш складний та комплексний вияв еросу і розуміння того, що він пронизує дуже багато різних сфер життя, не обов’язково лише сексу».
Важность проекта
Разумеется, сводить проект только к демонстрации женского видения эроса было бы недостаточно – Катерина Мищенко, соосновательница издательства "Медуза", говорит также о том, что «Щоденник» очень важен и с точки зрения каталогизации украинского искусства. «Ми документуємо зріз після 2000-х і на рівні візуального образу, і на рівні текстів, – добавляет она. – Зазвичай каталоги собі можуть дозволити здебільшого великі художники з іменами – і, на мою думку, це важливе видання, яке демонструє молодих українських художниць з 2000-х, у якому можна побачити різні техніки, підходи, рефлексії. Також дуже важливо, що це - голос певної спільноти. І якщо ми за 10 років захочемо дізнатись, чим і як жило українське низове художнє товариство, наше видання зможе про це розповісти».
Оксана Брюховецкая, в свою очередь, добавляет, что в дневнике им удалось составить в некотором смысле эротическую карту Киева: по ее словам, тексты пропитаны духом этого города и многие авторы в своих эссе вспоминают конкретные локации и места. Кроме того, тексты написаны и на украинском, и на русском языках – что тоже созвучно Киеву.
Реакция на издание
Первая презентация «Еротичного щоденника» прошла в рамках «Книжного Арсенала» – познакомиться с ним можно было на стенде издательства Medusa. Катерина Мищенко рассказывает, что полистать книгу в основном подходили люди, которые искали ее намеренно, но, конечно, те, кто оказывался у стенда случайно, никак не могли проигнорировать издание со словом «эротичный» на бархатной алой обложке.