Вот приходите вы в музей современного искусства и начинаете подозревать, что все вокруг вас — какая-то нелепая шутка. Штуки, которые выглядят как экспонаты, на самом деле не экспонаты, а эта странная кучка пыли посреди зала — произведение искусства. В таких случаях сразу вспоминается шутка из фильма “О чем говорят мужчины“ и появляется резонный вопрос: “Что это вообще такое?“ Не поверите, но у нас есть ответ. Точнее, не совсем у нас — у британского искусствоведа Уилла Гомперца.
О чем книга?
Книга “Что это вообще такое?“ ставит своей целью ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, и успешно это делает. В формате увлекательной лекции автор тащит читателя через главные эпохи художественного искусства. Гомперц виртуозно объясняет, чем импрессионисты отличаются от экспрессионистов, что за звери эти пуантилисты, почему "Черный квадрат" — не то, чем кажется, что такого особенного в Баухаузе, в чем уникальность Энди Уорхола и зачем Марина Абрамович издевается над собственным телом.
Благодаря правильно построенной хронологии, даже самый скептически настроенный читатель поймет причины величия Малевича и наконец-то откроет для себя простоту современного искусства. К слову, если вам интересно почитать о работах Микеланджело, Тициана и Эль Греко, то “Что это вообще такое?“ вам не поможет. Здесь все начинается с импрессионистов. Представьте, как удивятся друзья, когда вы с легкостью отличите ранние работы Моне от позднего Мане.
Кто автор?
Уилл Гомперц — тот еще жук. Сейчас он работает редактором отдела искусств на BBC. Назначен он был на эту должность в 2009 году, а до этого он 7 лет был директором по медиатехнологиям лондонской галереи Тейт, которая считается одним из самых посещаемых и влиятельных музеев современного искусства в мире.
По словам самого автора, он заметил, что люди неплохо реагируют на историю искусства, если ее подавать интересно и нетривиально. Так что после череды лекций он решил изложить свой конспект в формате увлекательного рассказа. Получилась увесистая такая книженция. Интересная.
Кому будет интересно?
Всем, кто недоумевает, смотря на белое полотно вместо картины, крутит головой у виска на перформансах Абрамович и пытается доказать друзьям, что сам нарисует черный квадрат не хуже Малевича. Но есть одно "но" — книга работает лишь в том случае, если читателю искренне интересно понять суть современного искусства.
Скептики вряд ли пробьются дальше экспериментов Марселя Дюшана с писсуаром. Но если у вас есть чувство юмора, то вы обнаружите, что иронизировать над современным искусством куда интереснее, если в нем разбираешься. Оказывается, высокопарные художники на самом деле те еще комедианты.
Читайте также: Домашнее чтение: "Вкусы рая" Вольфганга Шивельбуша