Историк Ювал Ной Харари: "Внимание сегодня – самый большой дефицит в мире"

Интервью
20.12.2018
ТЕКСТ: Наталья Васюра
ПОДЕЛИТЬСЯ
Заглянуть в будущее
ПОДЕЛИТЬСЯ

Никогда еще люди не интересовались историей человечества так, как после выхода книг израильского ученого Ювала Ноя Харари. За несколько лет профессор истории стал мировой знаменитостью – его приглашают на экономический форум в Давосе и на конференции TED, а Барак Обама, Билл Гейтс и Марк Цукерберг вносят его книги в списки личных рекомендаций. Один из самых читаемых авторов планеты ответил на вопросы L’Officiel-Украина и рассказал об успехе, своих книгах и медитации, которую практикует уже многие годы.

В первую очередь интересно узнать, как вы сами объясняете тот неимоверный успех, который постиг вас и ваши книги?

Я думаю, мои книги стали такими популярными, потому что они отвечают реальным запросам людей. Мы живем в глобальном мире, но большинство школ и книг все еще рассказывают нам локальные истории отдельно взятой страны или культуры. Ваша судьба сейчас определяется политическими решениями лидеров в Пекине, технологическими изобретениями инженеров в Сан-Франциско и экологическим влиянием фабрик, расположенных в Индии. Чтобы понять ваше будущее, вам необходимо осмыслить историю целого мира и вызовов, с которыми сталкивается все человечество. А это как раз то, что дают мои книги. Так, моя первая работа Sapiens исследует прошлое человечества, изучая, как некая обезьяна стала правителем планеты Земля. Вторая книга Homo Deus выясняет, каким будет далекое будущее человеческой жизни, размышляя о том, как люди могут стать богами. Как бы то ни было, мы не можем жить в будущем или в прошлом. Знания действительно полезны только тогда, когда они помогают нам лучше справляться с нынешним моментом. Поэтому моя новая книга "21 урок для 21 столетия" пытается использовать долгосрочные перспективы и уроки первых двух произведений, чтобы привнести ясность в сегодняшние политические дебаты. Чему нас учит прошлое и будущее человечества в ракурсе иммиграционного кризиса, рынка труда, изменений климата и терроризма? В мире, наводненном второстепенной информацией, ясность – это сила. Ведь цензура сейчас работает, не блокируя информационный поток, а отвлекая дезинформацией. Я написал эти книги, чтобы помочь людям увидеть мир более ясно и дать силы каждому присоединиться к обсуждению самых важных вопросов нашего времени.

Несколько месяцев назад у вас состоялась публичная дискуссия с Натали Портман. На ваш взгляд, это хороший знак, что знаменитости из мира искусства все больше вовлечены в политическую жизнь?

Вовлечение в политику – это хорошая вещь. Искусство иногда используется, чтобы отвлечь людей, тем самым способствуя политикам-диктаторам и коррупционерам делать то, что они хотят без публичной критики. Поэтому знаменитостям следует поощрять людей быть политически активными, им необходимо использовать свою известность, чтобы повышать осведомленность о таких важных проблемах, как бедность, сексуальное насилие или глобальное потепление. Конечно, людям не стоит слепо следовать за кем-то. Ни за политиками, ни за звездами, ни за учеными. Знаю это из личного опыта, потому что я тоже стал кем-то вроде знаменитости и некоторые люди пытаются превратить меня в гуру. Это очень опасно. Как только из человека делают идола, он тотчас же может начать верить в то, что о нем говорят, это может раздуть эго и довести до сумасшествия. И как только фанаты верят, что кто-то знает ответы на все вопросы, то перестают сами прилагать какие-либо усилия. Они ожидают, что гуру снабдит их всеми ответами и решениями. И даже если он даст неправильный ответ, они примут его. Поэтому на публичных людях лежит большая ответственность за повышение осведомленности публики в важных вопросах, впрочем, как и на каждом, кто мыслит критически.

Сейчас люди во всем мире увлечены сериалами, которые, по сути, стали новым и главенствующим видом рассказывания историй. А как лично вы выбираете, что посмотреть, почитать вечером или на выходных? Какие истории вас вдохновляют?

Я довольно много смотрю телевидение. Это одно их моих любимых времяпровождений после тяжелого рабочего дня. В прошлом году моими фаворитами были "Черное зеркало", "Рита", "Корона", "Полюби меня" и "Дорогие белые". Я также жду финальный сезон "Игры престолов", хотя, признаюсь, предыдущий меня слегка разочаровал – уж слишком много насилия и мало ясности там было. В сериалах я ищу не только развлечения, но и немного понимания жизни. Фильмы, у которых этого нет, зачастую прикрываются засильем секса или насилия (или того и другого вместе). Я не имею в виду насилие и секс, которые помогают сюжету и конкретной цели, как, например, в "Клане Сопрано" или ранних сезонах "Игры престолов". Но я стараюсь не попадаться на эту удочку в случаях, если это всего лишь способ привлечения зрительского внимания.

Внимание сегодня – самый большой дефицит в мире. Каждый пытается привлечь ваше внимание, нажимая на ваши эмоциональные кнопки. Самые большие в нашем уме – это кнопки страха, гнева и жажды. То есть те самые, которые плохие телепродюсеры, как и плохие политики, нажимают все время. Мы должны сопротивляться этому! У нас уже так много страха, гнева и жажды. Это плохая идея тратить час в день, просто подкармливая свой страх или гнев, неважно, смотря сериал или читая фейковые новости, которые скроены так, чтобы еще больше разжечь ваши эмоции. В краткосрочной перспективе правда может быть менее захватывающей, чем теория заговоров или порнография, но в долгосрочной – она приносит намного больше удовлетворения.

Что вы говорите людям, которые не хотят ничего знать о политике и вообще о том, что происходит в стране и мире? Как сохранить баланс между пониманием реальности и гармоничной жизнью?

Дело в том, что политики все равно догонят вас. Если вы позволяете существовать коррупционерам, в итоге вы станете жертвой их коррупции. Если вас не волнует законодательство об окружающей среде – ваши дети могут умереть от загрязнения. Если вам не интересно влияние новых технологий – вы можете проиграть свое рабочее место роботу. Подумайте о примере Чернобыльской аварии. Даже люди, которые изолировали себя от политики, не смогли изолировать себя от этой катастрофы.

Я не думаю, что здесь есть конфликт между вовлечением в политику и проживанием гармоничной жизни. Просто у некоторых людей есть превратное понимание, что гармония означает изоляцию. На самом деле, чем больше гармонии внутри вас, тем внимательнее и полезнее вы будете по отношению к другим. Часто люди не решают проблемы из-за нехватки гармонии. Они не знают, что делать со страхом и гневом, поэтому держатся подальше от вещей, которые могут спровоцировать эти чувства. Как только вы научитесь взаимодействовать с такими эмоциями, вы сможете быть более эффективными в обществе. Вы мотивированы правдой и справедливостью больше, чем страхом и гневом.

В последней книге вы рассказываете, насколько важна в вашей жизни медитация, которая, к слову, стала сейчас большим трендом. Вы можете дать советы новичкам?

Когда я был еще школьником, мне было интересно понять, почему в мире и моей жизни так много страдания и что можно с этим сделать. Но от людей вокруг и из книг я узнавал лишь сложный вымысел: религиозные мифы о богах и небесах, национальные мифы о родине и исторической миссии, романтические – о любви или капиталистические – об экономическом процветании и том, как покупка вещей сделает меня счастливым. Я понимал, что все это вымысел, но не знал, как найти истину.

Когда я получал степень доктора в Оксфорде, хороший друг около года настойчиво предлагал мне пройти курс медитации випассаны. Поначалу я думал, что это какой-то культ и отклонял предложения, но через год я все-таки решился. Ранее я почти ничего не знал о медитации и был поражен, насколько практичным может быть учение. Учитель курса Шри Сатья Нарайян Гоенка проинструктировал студентов сесть со скрещенными ногами и закрытыми глазами и сфокусировать внимание на дыхании. "Ничего не делайте, – сказал он. – Не пытайтесь контролировать дыхание или дышать как-то особенно. Просто будьте в этом моменте, что бы это ни значило. Когда вы теряете эту концентрацию, ваш ум начинает блуждать в воспоминаниях и фантазиях, и вы просто знаете – теперь ваш ум ушел от дыхания". Это была самая важная вещь, которую мне кто-либо говорил. Медитационный ретрит длился десять дней. Это было самое тяжелое, что мне доводилось делать в жизни. Удерживать внимание на реальности было неимоверно сложно, потому что ум постоянно пытается избежать неприятной реальности. Мне кажется, за те десять дней я понял о себе и о людях в целом больше, чем за всю свою жизнь. Главное, я осознал, что источник моих страданий находится в паттернах моего ума. Когда я хочу что-то и это не случается, мой ум реагирует вырабатыванием страдания. Страдание – это не объективное условие жизни, это ментальная реакция, созданная моим умом.

После первого курса в 2000 году я начал практиковать випассану по два часа в день, каждый год увеличивая пребывание в ретрите на месяц. Это не бегство от реальности. Это взаимодействие с ней. В итоге два часа в день я наблюдаю реальность такой, какая она есть, в то время как остальные 22 часа я перегружен мейлами, твитами и забавными видео с котиками. Без концентрации и ясности, которую приносит эта практика, я не смог бы написать ни одну из моих книг. Это довольно тяжело видеть внешний мир ясно, если твой разум постоянно генерирует иллюзии и верит в них. Когда вы научитесь наблюдать за своим умом без вовлечения в иллюзии, вам станет легче понимать историю, экономику и биологию.

Основываясь на личном опыте, я бы дал людям три предостережения, перед тем как приступать к медитации. Первое, это серьезная и тяжелая работа. Вы постоянно сталкиваетесь с вещами, на которые тратите свою жизнь, – возможно, это страх, вина или скука. Второе, поскольку это будет непросто, не пытайтесь все делать самостоятельно. Найдите хорошего учителя. Третье, не ищите особенного опыта. Медитация – это не парк развлечений. Это способ узнать себя лучше и принять реальность такой, какая она есть. Мы тратим наши жизни в погоне за особым опытом и ждем этого от медитации. Иногда люди думают, если их опыт какой-то особенный или если они чувствуют нечто приятное, – это хорошая медитация, а если ощущают боль, страх или скуку – то плохая. Но это не так. Если вы медитируете час и ничего не чувствуете, кроме боли и скуки, и учитесь принимать их – это отличная медитация.

Приоткройте, пожалуйста, секрет – над чем вы сейчас работаете?

Мои следующие проекты – это превращение Sapiens в детскую книгу и фильм. Но эта работа займет немало времени, поэтому результаты увидим через несколько лет.

 

 

Читайте также: Роль войны в истории: Отрывок из книги Юваля Ноя Харари "21 урок для 21 века"

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).