Хотим мы знать это или нет, но у каждого из нас есть своя метафизика. В последние годы мода и модная индустрия направлены на взаимодействие с этим фактором, оказывая тем самым гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем когда-либо. Мы все состоим из чего-то, и это не может не формировать наш подход к выстраиванию внешнего имиджа.
На протяжении десятилетий принято было разделять людей на одетых модно и немодно, оставляя на последних клеймо аутсайдеров и таких себе антигламурных отщепенцев. А ведь именно в этом и заключалось главное заблуждение тогдашних модных постулатов: делая ставку на эстетическую диктатуру, мода лишала себя целого океана возможностей, как коммерческих, так и творческих. Оказалось, что люди, покорно и самоуверенно следовавшие малейшим колебаниям в тенденциях, наглухо застряли в бесповоротном тупиковом понимании себя, мира вокруг, да и самой моды. Люди же, которые, рискуя прослыть немодными, выводили на передний план свои гротескные эксперименты со стилем и кажущиеся нелепыми идеи, негласно продвинули моду и самих модников далеко вперёд.
Balenciaga FW 2017 Menswear, Balenciaga SS 2017
Придя однажды после летних каникул в школу в оранжевых джинсах с разводами от отбеливателя и маркерными надписями и в футболке с собственноручно обрезанным краем (и завязанными на нём узелками), я тут же услышала от одной из девочек: "А видно, что ты за модой не следишь". А мне и не до того было в привычном понимании — главной моей целью было исследовать собственные художественные возможности и вывести их на уровень самопрезентации. Позже, в частном колледже, где моих одноклассников можно было различать по люксовым маркам джинсов, а девушки покачивали на уроках сияющими шпильками, я имела наглость являться в серой костюмной юбке и огромных кроссовках Adidas by Serena Williams, в китайской блузе с золотыми драконами или готических кафтанах, с повязанными на голову буддистскими шарфами. Насмешкам и пересудам по углам старинного особняка, в котором располагался колледж, не было конца. Но что же получилось в итоге? Сегодня мода — это и есть мои разрисованные джинсы, обрезанная неровным краем футболка, огромные кроссовки, надетые под юбку офисного кроя.
Viktor & Rolf Spring 2019 Couture, Kenzo FW 2019, Rick Owens SS 2016, Walter Van Beirendonck SS 2018, Vetements FW 2017
Когда несколько лет назад дизайнеры вроде Демны Гвасалии, Антона Белинского или Вирджила Абло вдруг обратили внимание общества на неочевидную, всеми незаслуженно попранную эстетику маргиналов и уличных персонажей с их антигламурным имиджем, возведя всё это в огромный ностальгический тренд, у многих от шока свело нервы: с одной стороны, были люди, привыкшие высокомерно нести сдержанность в стиле, наперекор буйным краскам 2000-х, с другой — те, кто лихорадочно соблюдал все предписания нового гламура, все страшно растерялись. Мода вдруг стала настоящим плавильным котлом для всех сразу. Переодев всех рафинированных, блестящих и гламурных в огромное, несуразное и уродливое, модная индустрия враз преобразила общество. Искусственно насаждая новые понятия эстетики, дизайнеры подвели любителей моды к главной и, пожалуй, лучшей из идей о том, что все люди равны, не существует никакой ущербности даже в самой странной форме самовыражения, а симбиоз неоднородных форм может породить настоящие произведения искусства.
Balenciaga SS 2017, модник и ЛГБТК-активист Fredrik Robertsson, Vetements FW 2017, Balenciaga FW 2018, Vetements Fall 2018
Мы привыкли посмеиваться над чем-то, что кажется нам убогим и недостаточно вылощенным, и получили по заслугам: нам объявили, что отныне модно ходить в шлёпанцах поверх шерстяных носков, в квадратных туфлях в комплекте со спортивными брюками и тесных офисных костюмах, как в коллекциях Balenciaga 2017, огромных ботанских очках и нелепых париках, как у Gucci, или вовсе носить на себе людей, что и делали модели на показе Rick Owens весна 2016. Не просто странноватые, а порой откровенно нелепые образы Vetements стали настолько тиражируемы, что определить модника или челночника, идущего к пригородной электричке, стало практически невозможно, за исключением различия в фактурах и качестве материалов. Девушки, переехавшие из провинции в большие города, могут идти на дискотеку, совершенно не боясь выставить себя на посмешище за неимением подходящего платья, а рядовой городской житель, выбирая из шкафа куртку, напоминающую ему о молодости, не станет объектом снисходительной иронии, а напротив — будет предметом постмодернистского искусства, достойным внимания, искреннего интереса и восхищения.
Balenciaga SS 2018, Vetements SS 2018, Gucci SS 2018, Walter Van Beirendonck SS 2019, Gucci FW 2018 Menswear
К концу 2018 года мода снова начала перестраиваться на более драматичный уровень эстетики, однако пережив мощное потрясение идеями индивидуализма, ностальгии по самым экзотическим и диковинным явлениям прошлых десятилетий, несёт в себе простоту, лёгкость и непринужденность. Даже кутюрные коллекции текущей весны лишены претенциозности и напоминают увлеченную игру в калейдоскоп, в узорах которого смешивается простое и сложное, низкое и высокое, старое и новое. Модный человек отныне не тот напыщенный самодур, откидывающий колкости мещанского характера в сторону непонятных ему объектов, а самодостаточный индивид, в чьей привычке стало анализировать свои ощущения, искать и находить художественную ценность в окружающих и пропускать через себя целый вихрь эстетических переживаний, трансформируя в конечном счёте в уникальный имидж.
Билли Портер на красной дорожке "Оскара — 2019", Balenciaga SS 2017 Menswear, Walter Van Beirendonck FW 2018, Билли Портер, Gucci SS 2018
Gucci SS 2018, Balenciaga FW 2018, Vetements SS 2018, Vetements FW 2017, Balenciaga SS 2019, Gucci Resort 2019
Читайте также: Право выбора: Как политические события влияют на моду