Хотите увидеть, как Кирстен Данст моет туалеты, а потом разрушает финансовую пирамиду? Тогда присаживайтесь поудобнее. "Становясь Богом в Центральной Флориде" развеивает миф об “американской мечте” и 90-х, которые в нашем сознании оставили лишь приятные воспоминания детства и ностальгию по тому, чего мы толком и не помним. Действие сериала происходит в 90-х не просто так: именно тогда, после экономического кризиса, финансовых пирамид расплодилось по всему миру. Стоит ли вспоминать МММ?
Кирстен не только сыграла главную роль в сериале, но и выступила одной из создательниц. Продюсерами стали Джордж Клуни и Грант Хеслов, получивший “Оскар” за фильм “Операция "Арго” вместе с Клуни и Беном Аффлеком. Йоргос Лантимос, автор “Фаворитки” и “Лобстера”, должен был режиссировать и этот сериал — что объяснило бы всю сатиричность происходящего на экране.
Кирстен работает уборщицей в местном аквапарке. Она ездит на автобусе, приходит на работу с новорожденной дочерью и выплачивает ипотеку. Ее муж (неузнаваемый Александр Скарсгорд из сериала “Большая маленькая ложь”) работает страховым агентом, по ночам прислуживая финансовой пирамиде FAM (Founders American Merchandise). Все их сбережения уходят на кассеты с мотивационными речами некоего Оби Гарбо Второго, основателя той самой пирамиды и живого воплощения “американской мечты”.
Схема у пирамиды довольно классическая: “завербованные” сотрудники покупают продукцию — от консервов до увлажняющих кремов — и пытаются продать ее другим людям, одновременно предлагая им стать частью FAM и вместе добиваться успеха. Все это держится на обещаниях так же быстро разбогатеть, как и сам Оби — в прошлом тюремный надсмотрщик, а теперь миллионер и друг Рональда Рейгана. Фразы вроде “Работа происходит от слова "раб" и “Будь своим собственным боссом” только усиливают эффект.
Быть американцем — значит стремиться к успеху, даже когда он особенно вам не нужен. Американцы будто с молоком матери впитывают установку на успех и еще в утробе знают, что “добьются всего сами”: купят дом в пригороде, заведут золотого ретривера и заработают миллионы на стартапе, который когда-то начинался в гараже отца (вроде гугла или амазона). Правда, если верить социологическим исследованиям, люди, получившие деньги и признание в наследство, пользуются куда большим уважением, чем те, кто действительно добился всего сам. Сериал — как раз об этой иллюзии.
Кирстен не верит обещаниям, записанным на кассету, но всячески поддерживает мужа. Когда она остается одна с ребенком на руках (не будем спойлерить, но ее муж ушел очень флоридским способом — потом сами поймете), Кирстен решает уничтожить систему, отнявшую у нее мужа.
Конечно, все происходит не сразу (иначе мы бы не получили 7 эпизодов по 40 минут). Когда Кирстен обвиняет Оби и его последователей в своих несчастьях, она обнаруживает, что умеет убеждать людей отдавать ей деньги не хуже агентов FAM. И тогда, в погоне за местью, она убеждает своих соседей и знакомых вступить в пирамиду, заведомо зная, что они станут банкротами. С такой уверенностью, которая может быть только у бывшей королевы красоты.
FAM — это культ, завернутый в оболочку американской мечты. Оби — воплощение Бога, продажа бесполезных товаров — ритуал, поддерживающий общую идеологию успеха и богатства.
Весь мир — одна большая пирамида.
Читайте также: 8 фильмов, снятых в Венеции