Астрологи не ошибаются: движение планет действительно влияет на нашу жизнь. Советский этнограф Лев Гумилев был с ними в этом солидарен (за что коллеги назвали его “лжеученым”, а труд всей его жизни признали только в трех постсоветских странах). Гумилев не ограничивался академическими канонами и был тем еще нонконформистом: в молодости он был дважды заключен и провел в политических лагерях 12 лет. Правда, научные теории здесь ни при чем — ученого обвиняли в антисоветских идеях.
Это не помешало ему сделать университетскую карьеру и создать одну из самых противоречивых теорий этноса. Его лекции собирали переполненные залы восторженных слушателей, а о теории пассионарности ученые спорят до сих пор. Все потому, что его теория объясняет все — ну или почти все. Зависит от того, насколько вы в нее верите.
Теория всего
Гумилев не вдавался в расчеты и анализ социально-политических движений: теорию пассионарности он объяснил космическими силами. Мы не так уж и далеки от правды, обвиняя во всех несчастьях фазу Луны. Если верить Гумилеву, она определяет количество войн на планете, вспышки революций и периоды спокойствия. Но не спешите с выводами: Гумилев все-таки был ученым и всему находил логичное объяснение. Ведь не просто так его теорию преподают юным политологам и социологам на просторах Украины, России и Казахстана.
Что такое пассионарность и при чем тут космос
Пассионарность — это переизбыток “биохимической энергии”, поступающей из космоса в определенное время на определенный участок планеты (где вследствие революционных событий появляется этнос). Переизбыток энергии приводит к тому, что ею заряжаются люди: они становятся склонны к жертвенности во имя высоких целей, патриотические чувства бьют через край. В своей теории ученый описал девять уровней пассионарности: от непроникновенных к влиянию космоса людей до истинных пассионариев. В пример последних он ставил Жанну д’Арк, Наполеона Бонапарта, Александра Македонского, Иосифа Сталина. Пассионарии в буквальном смысле готовы на все: это настоящие революционеры, которым не важна своя жизнь или жизнь соотечественников. Им необходимы перемены, государственные перевороты и слепое следование идеалу.
Виноваты звезды
На первый взгляд, в этой теории нет ничего нового: активисты существовали всегда, а революции — часть естественного хода человеческой истории. Но Гумилев первым предположил, что все это зависит от космических излучений. “Каков характер этого излучения? — спрашивает ученый в книге “Конец и вновь начало”. — Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая — о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности. Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых звезд”. Гумилев не был астрофизиком и даже астрологом — он был географом, историком и археологом, а еще романтиком — его родителями были поэты Анна Ахматова и Николай Гумилев. Возможно, именно они научили мальчика искать поэзию в таких обыденных вещах, как этносы и география.
Как это работает
Спорной в его теории была вовсе не пассионарность, а то, откуда она берется. Пассионарные толчки — это космическая энергия, которая приводит к “мутациям” на планете: например, повышению уровня пассионарности, социальным движениям и впоследствии к появлению этносов. Так, например, появились славяне в первом веке нашей эры, а за 18 столетий до того — египтяне, что сопровождалось крахом Древнеегипетского царства, сменой религии и прекращением строительства пирамид.
Пассионарные толчки на карте похожи на “шрамы” планеты: их протяженность могла достигать нескольких тысяч километров, а ширина — лишь 200 километров. В одной такой полосе появлялось сразу несколько несвязанных между собой этносов, а длились они всего несколько лет (этого было достаточно для зарождения новых национальностей).
От теории к практике
Выходит, все революции, войны и государственные перевороты — это следствие влияния космоса. Теория опасна тем, что могла бы послужить оправданием действий немецких нацистов, геноцидам, расовой ненависти, национальным конфликтам и другим вещам, которыми человечество не гордится. Ведь влияние космоса — очень удобная отговорка. Теорией Гумилева можно объяснить действительно все, но иногда делать этого не стоит.
Историки, этнографы и археологи подвергли Гумилева критике за ненаучность и манипуляцию фактами (ведь космос все-таки не самое достоверное объяснение в социальных науках). Но у нас к ним встречный вопрос: почему мы признаем, что космос влияет на приливы и отливы воды в океане, но никак не на людей, обитающих на той же планете? Можем ли мы сомневаться во влиянии ретроградного Меркурия? А в гороскопе, который говорит, что близнецам свойственно дышать?
Может, в теории Гумилева есть несколько научных недостоверностей, но для повседневной жизни она незаменима. Она позволяет выйти за рамки строгого позитивизма и посмотреть совсем иначе на происходящее в нашей собственной жизни. Может, странное поведение бывшего — не что иное, как вспышки на Солнце? А желание съесть килограмм шоколадного торта — лишь фаза Луны? Как бы там ни было, космическая теория Гумилева нашла бы хорошее применение в психологии. Ведь куда лучше винить во всех бедах планеты, чем себя и окружающих. Также мы узнали о том, каким может быть влияние луны на человека.
Читайте также: Все по Фрейду: Как австрийский психолог изменил наш взгляд на искусство