Как устроена работа аукционного дома, как инвестировать в современное искусство и за какими молодыми художниками нужно следить уже сегодня (чтобы купить их работы завтра), рассказал куратор, директор по коммуникациям аукционного дома Phillips Александр Бланарь.
О своем приходе в аукционный дом Phillips:
Это был зов сердца или интуиция. На тот момент я работал редактором онлайн-версии мужского глянцевого журнала. Увидев в офисе прекрасные каталоги аукционного дома Phillips, я сразу захотел приобщиться к современному искусству и аукционам. Я нашел контакты Светланы Марич, которая на тот момент была директором московского офиса, а сейчас является заместителем главы аукционного дома, и написал ей письмо. Меня позвали на собеседование. Я очень волновался, перечитывал статьи и интервью о Phillips. А на деле все оказалось не так страшно, я прошел стажировку и остался в аукционном доме.
О своих первых заданиях:
Самые первые задания я, наверно, уже не вспомню. Но было увлекательно с самого начала! Еще во время стажировки, я, например, водил экскурсию по биеннале Эли и Эдит Броуд, коллекционерам, которые в 2015 году открыли музей современного искусства в Лос-Анджелесе.
О структуре работы аукционного дома Phillips:
Аукционные дома – это вторичный рынок. У них нет задачи открывать новые имена. Но мы все равно часто получаем в офис звонки от молодых художников, которые только начали свою карьеру, но уже хотят на аукционы. Все же,к аукционам надо быть готовыми.
У Phillips есть офисы по всему миру, а сами аукционы мы проводим в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге и Женеве. При этом, лететь и участвовать в торгах лично необязательно, вы можете принять участие из любой точки мира любым удобным вам способом: по телефону или даже через приложение в телефоне.
Глава торгов отбирает работы для аукционов, готовит каталог и выставку. Наши клиенты после окончания торгов часто хранят эти каталоги. Мы пишем эссе о важных работах, поэтому в них всегда много интересной и уникальной информации.
За две недели до торгов открывается предаукционная выставка, куда любой желающий может прийти и посмотреть работы. И я очень советую это делать, даже если вы пока не планируете участвовать в аукционах, ведь на этих выставках можно увидеть работы, которые раньше никогда не показывали публике. Участвовать в аукционах можно лично присутствуя в зале во время торгов, можно по телефону – тогда один из специалистов звонит вам из зала, а вы принимаете участие в режиме реального времени. Можно оставить «absentee bid», лимит. И если никто этот лимит во время аукциона не перебьет, то работа становится вашей.
О недавно открытых художниках:
Работая в современном искусстве, ты постоянно открываешь для себя новых художников. Из последних – Брэндон Липчик (Brandon Lipchik), чья персональная выставка недавно открылась в Берлине в галерее Robert Grunenberg. Sould out прямо в день открытия!
Посещение ярмарок помогает узнавать новые имена. Не стоит обходить вниманием и ярмарки-сателлиты, которые проходят параллельно большим ярмаркам (Fiac или Art Basel). Конечно, сейчас очень сильно помогает инстаграм. Например, можно подписатьcя на аккаунт галереи @betweenwindows, которая выставляет молодых художников. Ее основатель Дарья Сабельникова постоянно открывает новые имена, ездит в студии художников и рассказывает о них.
Как инвестировать в современное искусство?
На мой взгляд, в первую очередь надо покупать то, что тебе нравится.
5 перспективных имен от Александра Бланаря?
Назову художников, которые мне нравятся уже давно и в чье будущее я неоспоримо верю. Здесь есть как начинающие, например, Влад Зорин и Дэниэль Топка, так и те, кто не смотря на юный возраст, уже вовсю делает ошеломительную карьеру. Например, работы Аугустаса Серапинаса в этом году были представлены в основной программе Венецианской биеннале!
Ян Цоллер (Jan Zoller) @janzoellerrr
Влад Зорин @vladislavzorin
Дэниэль Топка (Daniel Topka) @daniel_topka
Патрик Роман Шерер (Patrick Roman Scherer) @patrickromanscherer
Аугустас Серапинас (Augustas Serapinas) @augustasserapinas
Об опыте куратора:
Первым моим кураторским опытом стала выставка Proposals Андрея Богуша в конце 2015 года. Мы уже дружили и общались с Андреем, он не мог приехать в Москву и попросил проконтролировать выставку. Дальше была выставка Дарьи Семеновой на Винзаводе, "В гостях у Валеры" в Cube.Moscow - групповая выставка, где главным героем стал мой фикус, выставка Егора Федоричева в галерее Szena, выставка Влада Зорина. Общаться с художниками безумно увлекательно, как и искать вместе историю и новые смыслы. Донести все это до зрителя, заинтересовать и, конечно же, сделать красиво. В 2019 году ты уже где-то на подсознательном уровне думаешь о постах в инстаграме, даже если не хочешь об этом думать.
Самым важным и ответственным опытом стала выставка "Страстное желание" в PS120 в Берлине. Это была большая групповая выставка, которую мы со-курировали вместе с Джастином Полера, основателем этого проджект-спейса. Мы хотели поговорить о стереотипах и о свободе, в нашей выставке было более 30 художников, включая работы Дэвида Хокни, Tom of Finland, Евы и Адель, Флориана Хетца, Дмитрия Шабалина, Андрея Богуша. Вечер открытия этой выставки для меня до сих пор остается невероятным событием в жизни.
Читайте также: Как поступить сразу в шесть главных американских вузов