В 1999 году на экраны вышел фильм по роману Чака Паланика "Бойцовский клуб". Брэд Питт и Эдвард Нортон исполнили в фильме одни из лучших своих ролей, а образ Марлы Сингер стал ключевым для молодой Хелены Бонем Картер. Художник по костюмам Майкл Каплан создал красноречивые и яркие образы каждого персонажа, за сменой которых интересно наблюдать по мере развития сюжета фильма. Вспоминаем, что запало в душу больше всего.
Главный герой, Рассказчик, — это образ подконтрольного человека, чья жизнь обрамлена стерильной офисной эстетикой и наполнена предметами, демонстрирующими статус и успешность. Однако атрибуты его жизни не наделены большим смыслом, чем символы поглотившего героя бесцельного консюмеризма.
Рассказчик носит неизменные брючные костюмы серых оттенков, белые рубашки и галстуки, что с самого начала фильма подводит зрителя к мысли о том, что в глубине души этот человек надломлен и скрывает массу внутренних проблем. Он живёт в красивом пентхаус-кондоминиуме, заставленном такой же бесхарактерной мебелью Ikea, как и костюмы рассказчика. Вся жизнь героя будто течет мутным и бесконечно скучным ручейком, всё одноразовое и безликое.
Образ персонажа дополняет внутреннее расстройство — бессонница и неспособность отличать сон от жизни наяву. В попытке оживить свой разум, герой отправляется на собрание клуба мужчин, анонимно переживающих страдания от мужской болезни, там он обнаруживает способность получать энергию и эмоции от боли чужих людей и со временем начинает посещать всё большее количество анонимных клубов самых разных тематик. Так герой и болтается в волнах потребительского конформизма, попыток почувствовать себя живым и нарастающих психических проблем. Но всё бесповоротно меняется, когда в самолёте, в ходе очередной командировки, герой встречает эксцентричного Тайлера Дердена.
Тайлер Дерден представляет собой полную противоположность Рассказчика и в то же время выглядит и ведёт себя так, как хотелось бы выглядеть и чувствовать себя самому Рассказчику. Майкл Каплан говорил, что выбирал для персонажа Питта такую одежду, которую носил бы сам, будь он достаточно крутым и дерзким. Раскованный, почти безбашенный, Тайлер ведёт явно полную опасностей и риска жизнь, ему чужды рамки морали, общественные условности и больше всего — культ потребления и привязанности к материальному миру. Стиль Дердена полностью отражает его натуру: поначалу он появляется в пижонском брючном костюме в духе 50-х, под которым пестрит гавайская рубашка. Позже, олицетворяя собой радикальный акт эскапизма, побег от серой и условной жизни, герой Брэда Питта походит на разряженного стритстайл-блогера, в плюшевой шубе, разноцветных обтягивающих майках с ироничными порнографическими принтами (насмешливое изобретение Каплана), нательными сетками, спортивными штанами и нарядами в безумном нагромождении логотипов.
Удивительное буйство красок и фактур — всё это напоминает коллекции Versace или Vetements. После выхода фильма The New York Times даже назвали одну из коллекций последних Fight Club. Также Тайлер Дерден, со свойственной ему любовью к кичливой "цыганщине", носит лоферы Gucci с любым из своих нарядов.
В какой-то момент Рассказчик, у которого внезапно сгорел пентхаус, и Дерден напиваются вместе в клубе и затевают шуточную драку. Вылилось это в серьёзный подпольный клуб, куда могли приходить мужчины выпустить пар за деньги.
Дерден планомерно перетягивал на себя всё внимание — зрителя, второстепенных персонажей и Марлы Сингер, такой же нонконформистки, как и он сам, которую Рассказчик встретил на анонимных заседаниях алкоголиков, токсикоманов и онкобольных. Марла посещала их с той же целью, что и безымянный герой, — найти эмоции, смысл жизни или исцеление.
Марла покорила Рассказчика своим появлением в загадочном, не вписывающемся в привычную картину мира образе: в черной шляпе, больших темных очках и с сигаретой в зубах. Конкуренция, возникшая между героями на почве распределения анонимных клубов, возбудила в Рассказчике целый вихрь чувств: от злобы до влюбленности, — и вскоре Марла стала его страстью.
Однако Тайлер Дерден, который не на шутку разошелся в своей мании вести войну против системы, увел Марлу из-под носа Рассказчика. Сама же Сингер испытывала влечение как будто к ним обоим, в одном из эпизодов она звонит герою и соблазняет дикой эротической фантазией о самоубийстве — в этот момент на ней соблазнительное платье глубокого синего оттенка в блестящих пайетках.
К моменту возросшей популярности бойцовского клуба, который открыли герои, у Марлы и Дердена вовсю крутится бурный роман, однако девушка по непонятной причине ищет контакта с Рассказчиком и явно обижена на него. Каждый раз она вылетает из спальни Тайлера в диком, агрессивном состоянии и убегает, хлопая дверью, оставляя Рассказчика в полном недоумении, — каждый раз на ней одежда, совмещающая панк-эстетику и мрачноватую небрежность.
Но однажды Марла появляется в заброшенном доме, где живут Тайлер и Рассказчик, в нежном розовом платье из тюля — символе романтической уязвимости. Тогда же Марла демонстрирует нежность по отношению к Рассказчику, однако тот приходит в еще большее замешательство.
В кульминационной части фильма видны масштабы антиобщественной, нонконформистской деятельности, которую затеял Тайлер Дерден и в которую втянул сомнамбулического Рассказчика: бойцовские клубы вдруг открываются в сотнях городов, а люди, посещающие их, становятся добровольными рекрутами в армии Дердена, которая, согласно его идее, призвана освободить человечество от бессмысленного существования в корпоративном океане.
Дерден готовит серию терактов и спецопераций, а Рассказчик оказывается вовлечен в опаснейшую игру. Когда в их доме собираются десятки завербованных последователей для подготовки захватов торговых и культурных центров, офисов и корпораций, Тайлер ходит с довольным видом, в махровом халате в вышитых чашках и домашних тапочках — этот образ был любимым для Брэда Питта и заключал в себе ту самую свободную и необусловленную жизненную позицию, на которую не осмеливался Рассказчик.
В конце фильма, правда, когда герои устраивают огромный разрушительный спектакль, заложив взрывчатку в 14-ти небоскребах, выясняется, что Тайлер Дерден и Рассказчик — один и тот же человек. Человек, обезумевший от пустой, полой жизни, которую он расходовал на подчинение и служение системным формам, и взрастивший в себе мощную противоборствующую силу, прорвавшую все моральные преграды. Майкл Каплан не зря в основе костюмов героев использовал панк-эстетику как символ тотального неподчинения и триумфа индивидуальности.
Смотрите также: Одеться как: Героиня Джоди Фостер из фильма "Молчание ягнят"