На счету Яны Метелкиной уже более 40-ка стран. В качестве сувениров из каждой из них Яна привозит новое видео, с рассказом о самом интересном и полезными советами. Мы решили узнать у нее как проходят путешествия, которые одновременно стали ее работой.
Расскажи немного подробнее о своей карьере. Чем ты занималась раньше и как пришла к тому, чтобы начать вести свой блог?
Представь, что ты обожаешь торт “Медовик”. Так сильно, что ешь его каждый день, круглосуточно, без перерывов. В какой-то момент ты насыщаешься и больше его не хочешь. Но процесс уже не остановить. В тебя продолжают запихивать торт большими ложками, круглосуточно, без перерыва. Ты все еще любишь торт? Да, но…
Так я ушла с телевидения после 8 лет работы журналистом, сценаристом и редактором. Позади остались проекты на СТБ, “Вокруг М”, “Орел и Решка” — мощный, интересный опыт, который сильно прокачал меня как специалиста и личность. Но пора было что-то менять. Уходить из медиа с концами не хотелось. И я улетела перезагрузиться на Шри-Ланку, где муж как-то спросил меня: “А почему бы тебе не создать своё медиа? Свой блог?” Сначала идея показалась полнейшим безумием, потом было сильно страшно прыгать в темную неизвестность, а потом я решилась. Спустя 2 года ежедневной работы у меня есть сайт metyolkina.com с авторскими маршрутами, YouTube-канал с полезными выпусками о странах и десятки рекламных проектов, которые я реализовала с большими украинскими и мировыми брендами.
Было ли это легко? Нет. Но зато я научилась одновременно выполнять работу, которую обычно делает 10 человек на продакшене. И стала контент-монстром. Снять и смонтировать программу, клип, рекламу и одновременно быть моделью, ведущей, оператором, фотографом, стилистом, SMM-щиком и "продажником" — я могу все!
Если сказать одним словом, что для тебя путешествия?
Путешествия для меня — это наждачная бумага, которая слой за слоем стирает зажатость и страх. Два года назад я боялась говорить на камеру, не знала, куда девать руки-ноги, когда меня фотографируют, не знала, как вести себя на деловых встречах с брендами, не знала, как зарабатывать блогерством, не разбиралась в фото- и видеотехнике и не видела глобальных перспектив. И потому постоянно порывалась вернуться обратно на телевидение.
Я хотела сделать путешествия своей профессией и сцепив зубы продолжала создавать контент. Сегодня уже дело совсем не во мне. Дело в том, что зрителям нужно то, что я делаю. Благодаря лоукостерам и безвизу люди почувствовали вкус и важность путешествий. Они уже знают, что потратить деньги на приключение гораздо выгоднее, чем потратить деньги на условный кухонный комбайн.
И теперь, когда люди готовы тратить деньги на приключения, им нужен тот, кто наглядным примером покажет, как выжать из этого приключения максимум красоты и удовольствия. Поэтому в своих выпусках я рассказываю, что надеть, куда пойти, что прочувствовать, на что обратить внимание, чтобы каждый потраченный доллар на путешествие окупился сполна. Путешествовать нужно так, чтобы возвращаться домой лучшей версией себя! Это навык, которому можно научиться.
Как ты выбираешь направление и строишь сценарий? Сколько времени (и какой бюджет?) уходит на путешествия?
Пошел уже 5-й десяток стран, но подход к их выбору изменился. Я стараюсь запланировать поездки на несколько месяцев вперед. Например, в январе всегда есть хорошие акции на весенние и летние перелеты. А значит, можно купить билеты в разные направления сразу на несколько лонгуикендов подряд — в пятницу туда, в воскресенье обратно.
Поскольку мы путешествуем и снимаем контент вдвоем с мужем (а у него есть своя основная работа маркетолога), то длительные путешествия — это в первую очередь вынужденная мера.
Думаю, у зрителей так же, не каждый может позволить себе неделями кататься. А вырваться на выходные — другое дело. И главное, что такие короткие вылазки по эмоциональной разрядке равнозначны недельному отпуску. Проверила это на себе, всем советую, и у меня в блоге много готовых маршрутов именно на 2-3 дня в Берлине, Италии, Украине и т. п. При планировании путешествий я также учитываю, будет ли это направление актуально для моей аудитории, что нового я могу показать, какую пользу они получат, посмотрев выпуск на канале.
Импровизируешь с текстом в кадре или это все заготовки?
Единой пропорции нет. Например, во Франции у меня была задумка — рассказать, как Лазурный Берег повлиял на нашу современную жизнь. Для этого я заранее прописывала детальный сценарий, придумывала образы и прически для перевоплощения в киногероинь, искала места, где были сняты сцены фильмов, а затем киношными приемами монтажа погружала в историю создания кинокартин.
Мне было важно, чтобы мой зритель, приехав в Канны, Сен-Тропе, Грасс, Ниццу, не просто погулял по набережной и вкусно поел… Мне было важно, чтобы он представил, как братья Люмьер снимали тут первый в истории человечества фильм. Как тут бегал по улицам Луи де Фюнес в роли жандарма. Как Брижит Бардо, которая, снявшись в фильме “И Бог создал женщину”, задала миру fashion-тренд на крошечные бикини, облегающие джинсы и растрепанную бабетту. Тут же она осмелилась надеть футболку без белья и вообще создала новый образ свободной, раскрепощенной женщины, которая не боится говорить о своих желаниях, чувствах и правах.
В итоге во Франции у меня получилось снять не столько тревел-влог, сколько почти короткометражки. А вот выпуск из Милана, наоборот, чистая импровизация, без плана, зато с целью влюбить мужа в Италию за 24 часа. И в итоге — понятный, применимый в жизни авторский маршрут по городу.
Путешествуешь налегке или тащишь чемодан с одеждой для смены образов?
Беру с собой минимум вещей, которые по стилю, цвету и фактуре сочетаются друг с другом, образуя максимум новых комбинаций. Я научилась не брать одежду “на всякий случай”. Каждый образ четко продуман и спланирован под вайб, цвет и настроение города. Я называю свои комплекты одеждой для погружения, потому что ее главная задача — максимально сливаться с окружающей средой и местными людьми. Например, если я еду в город на три дня, беру всего три образа-трансформера. В самом объемном из них сразу лечу в самолете. В таком случае в рюкзак для ручной клади еще поместятся покупки на обратном пути.
Топ-10 вещей, которые ты всегда берёшь с собой, кроме техники и зубной щётки?
Жилетка Uniqlo. Супертонкая и теплая, под пиджак, пальто или накинуть вечером.
Сыворотки для лица. Занимают минимум места в косметичке, дают максимум эффекта.
Шелковые платки для волос. Одна деталь в секунду может освежить, завершить образ и добавить женственности, даже если я на джипе, среди гор, в грязище.
Шляпа. Иногда беру сразу две на выбор, надевая в дороге одну на другую.
Платок-подстилка. Оп — и ты комфортно сидишь в парке на газоне или в лесу у озера.
Фотохромные очки для зрения, темнеющие на солнце.
Санитайзер для рук.
Украшения Sova, как амбассадор бренда не могу отказать себе в красоте, даже когда еду в дичь.
Колонка для музыки.
Сухой шампунь.
Удобная обувь — кроссовки или ботинки.
Лайфхаки в дороге? Как оставаться красивой в любое время суток?
Всегда беру в дорогу сухой шампунь. Дважды в день увлажняю лицо сыворотками. Наношу на волосы термозащиту. Яркая помада всегда добавляет лицу выразительности в кадре, даже если ты подустала и не спала пару ночей. Травяные чаи вместо кофе с утра выводят лишнюю воду из тела, убирают отечность.
Успеваешь ли ты отдохнуть, расслабиться и посмотреть страну сама вне работы?
Крайне редко удается в путешествии выделять время на полноценный выходной день. Поэтому я научилась получать удовольствие от коротких фаз отдыха. Например, пока мы пьем кофе или обедаем между локациями. Зато чем опытнее я становлюсь, тем меньше устаю во время съемок, и грань между работой и отдыхом стирается.
Расскажи курьёзную историю из путешествий?
Во время роуд-трипа по Америке мы с мужем заехали в национальный парк Йосемити, забрались далеко в лес и устроили пикник посреди каменной долины. Нам нравилось, что в радиусе нескольких километров нет ни души, а лишь исполинские секвойи, горы, цветы и прочая дичайшая природа. Мы сели на вершине, открыли бутылочку калифорнийского вина, приготовили сэндвичи. И вдруг… Из-за камня за спиной кто-то рычит. Это медведь. Его рев ни с чем не спутаешь. Секунда оцепенения — и потом я вижу, как мои ноги бегут отдельно от меня со скоростью супергероев из компьютерных игр. С холма, на который мы поднимались час, мы сбежали минуты за 3. Теперь я знаю, что в состоянии аффекта возможности человека безграничны. (Смеется.)
Твоя любимая страна на данный момент?
Ничего не сравнимо с Америкой. Калифорния, где хочется творить, любить, снимать кино, играть музыку и серфить. Аризона и Юта, которая переносит на Марс и сносит крышу от масштаба каньонов, озер, прерий и каменных арок. Нью-Йорк — город, в котором хочется стать зубастой бизнес-акулой или сумасшедшим творцом.
Куда ты мечтаешь поехать и что планируешь посетить в 2020 году?
В этом году мы будем исследовать Индонезию (Бали и соседние острова), Сингапур, Доломитовые Альпы, Стамбул, Казахстан и снова вернемся в Берлин. Кроме того, я хочу уделить особое внимание роуд-трипам по Украине: снять выпуски о Карпатах и малоизвестных направлениях нашей страны. А еще мечтаю попасть в Исландию и на Фарерские острова.
Что происходит после путешествия? Бывает так, что ты перегораешь историей, потому что прожила уже ее?
Я шучу, что монтаж выпуска начинается еще на этапе покупки билетов в эту страну, когда я ищу локации и вычитываю информацию. Самое ужасное, это когда снято слишком много материала без четкой задумки, как случилось в Лондоне. Вернувшись, я до сих пор не могу взяться за монтаж, потому что, чтобы банально “оформить” все разнообразие отснятого в какую-то одну историю, нужна неделя. Браться за новый выпуск всегда эмоционально сложно, но стоит начать — снова загораешься той атмосферой и желание передать атмосферу города/страны зрителю побеждает усталость.
В отличие от инстаграма, YouTube — очень сложная платформа для развития. Что бы ты посоветовала новичку?
Новичкам советую настроиться, что YouTube — это игра вдолгую. Первый год ты можешь просто сливать свои гениальные видео в черную дыру и не наблюдать явного роста. Это очень сложное эмоциональное испытание, но не стоит сразу сдаваться. Нужно выработать стратегию, позиционирование, найти свой стиль, пробовать делать разное, анализировать статистику, снимать больше и лучше, смотреть выпуски своих коллег, учиться, вкладывать деньги в рекламу и коллаборации. И в какой-то момент, может быть, если ты не будешь сдаваться, YouTube подхватит тебя и твои видео увидят тысячи. Так что YouTube — не для слабаков!
Читайте также: Четверо смелых: Интервью с основателями студии Areyes