Одна из знаковых ролей Аль Пачино — криминальный авторитет Тони Монтана, проделавший путь от кубинского беженца в цветастых рубашках до падшего миллионера в костюме-тройке. "Лицо со шрамом" был чуть ли не самым культовым кино о мафии в 1980-х. Недавно стало известно, что режиссёр Лука Гуаданьино снимет ремейк фильма. По этому поводу мы решили освежить в памяти наиболее яркие образы из картины 1983 года, которую представил Брайан Де Пальма.
Тони Монтана
Костюмы для Аль Пачино шил портной студии Paramount Томми Веласко. Восхождение главного героя по "карьерной лестнице", трансформацию его внутренних ощущений и раскрытие нарциссической личности решено было показать с помощью меняющегося стиля Тони.
В первых сценах фильма будущий наркобарон и авторитет, а пока еще политический беженец с Кубы (как он сам себя называет), Тони появляется в пёстрых гавайских рубашках с крупными цветочными принтами. Мы видим человека, который явно любит заявить о себе. Соратники Тони носят более сдержанные узорчатые или однотонные рубашки. Немного погодя, когда Монтана ввязывается в кровавую переделку, из которой выходит победителем и предъявляет свои права на управление делами нью-йоркского мафиозного клана, на нём можно заметить белый костюм с контрастными черными лацканами. В таком костюме Тони впервые за 5 лет приходит в дом своей матери, откуда она его в ужасе выгоняет, порицая за пижонский вид и опасный образ жизни.
Белая тройка и черная рубашка с отложным воротником по задумке Томми Веласко стали отсылкой к костюму Джона Траволты в фильме "Лихорадка субботней ночи", где он исполняет роль работяги по имени Тони, покорившего танцпол. Правда, сообразно моде 80-х, костюм Монтаны приобрёл более драматический оттенок в виде заострённых лацканов, широких плеч, манжет на двух пуговицах "для поцелуев". Жилет Тони имеет 5 пуговиц и по правилам застёгнут лишь на 4 верхних. Легкий отзвук 70-х, впрочем, улавливается в брюках: они имеют немного расклешенный силуэт и подтянуты черным ремнем с золотой квадратной пряжкой.
Чем дальше Тони продвигается в делах, тем более пижонскими, а позже — элегантными, становятся его костюмы. Так, в одной из сцен разговора с кровожадным авторитетом Соса Тони появляется в кремовом костюме-двойке, рубашке винного оттенка с залихватски торчащим из нагрудного кармана шелковым платком (разумеется, в тон рубашке).
В одном из кульминационных эпизодов Монтана приходит в офис своего бывшего босса Фрэнка Лопеса в небесно-голубом габардиновом костюме поверх белой рубашки, испачканной кровью тех, кого несколько минут назад сам Тони убил в роскошном ночном клубе. Цветовая гамма образа — белый, голубой и красный — была выбрана не случайно: Монтана всем своим видом демонстрировал воплощенную американскую мечту, такую же химерную, как и система американского правосудия, в которой полицейским принято ежемесячно выплачивать крупные суммы для комфортной работы в рамках клана. Этот костюм, однако, не лишен элегантности: голубой и белый дополнены замшево-коричневой повязкой для простреленной руки.
В финальной сцене, где мы видим опустившегося на самое дно, едва живого от наркотических припадков Тони, отбивающегося от врагов в фантастически богатом и безвкусном особняке, на нём по-настоящему роскошный костюм.
До момента становления в качестве несокрушимого босса мафии Монтана носил достаточно пижонские костюмы пастельных оттенков и шелковые рубашки. На Манхэттене герой Аль Пачино появлялся в консервативном деловом костюме, мудро мимикрируя под местных больших боссов. На своей же вилле Тони предстаёт в дендистской тройке из шерсти оттенка Navy в чередующуюся узкую и широкую полоску. По индивидуальным меркам Аль Пачино костюм также изготовил Томми Веласко.
Эльвира Хэнкок
Персонаж Мишель Пфайффер эффектно появляется в истории и также эффектно из неё уходит. Тони Монтана впервые видит Эльвиру в особняке Фрэнка Лопеса — роскошную и холодную, в изумительном платье из шелка цвета морской волны. Изумрудно-синий оттенок подсвечивает золотистые волосы Пфайффер, отчего она кажется теплой и холодной одновременно.
Художник по костюмам Патрисия Норрис вдохновлялась творчеством модельера Хольстона, который правил бал американской моды в 1970-х. Диско-гламур, помноженный на холодный эротизм 80-х, удалось воплотить в минималистичном, но откровенном гардеробе Эльвиры.
Время от времени она появляется на фоне супрематических интерьеров, которые художники-постановщики выдержали в цветах школы Баухауз: желтом, синем, красном и белом. Такой фон создаёт еще более неуловимое впечатление от образов Пфайффер: она будто воплощает идею о беспредметном искусстве — абстрактном, отстраненном и холодном.
Одержимый желанием безраздельной власти и обладания всем, что принадлежит американским боссам, Тони уводит надменную красавицу и создаёт для неё свою золотую клетку. И если поначалу Эльвира еще появлялась в вещах вроде приглушенно-розового открытого платья или белоснежного костюма с широкополой шляпой для скачек, то в сценах совместной жизни с Тони её наряды становились всё более приближенными к образцам героинового шика 20-х.
В особняке Эльвира проводила томные и наполненные скукой вечера в комплектах с шароварами и дезабилье из расшитого шелка, а в сцене драматической ссоры с Монтаной в роскошном ресторане на ней совсем крошечное платье, усеянное сверкающими пайетками.
Второстепенный, однако ставший хрестоматийным, персонаж Мишель Пфайффер в фильме можно назвать образцом абсолютного шика: лишенные надрывной театральности 80-х, но и не перегруженные громоздким гламуром 70-х, платья Эльвиры Хэнкок впишутся в любую вечеринку и сегодня.
Читайте также: Образ и стиль киногероини: Кейт Уинслет в фильме "Месть от-кутюр"