Начало двадцатого века вывело человечество на новую платформу сознания. Концентрация кризисов, конфликтов, прогрессов и открытий превышала все обозримые к тому времени лимиты. Одним из героев того времени был импозантный и суровый Зигмунд Фрейд. Австрийский психолог изобрел психоанализ и рассказал всему человечеству, что сны и бессознательное играют ключевую роль в интерпретации желаний и эмоций. Фрейд первым рассказал о том, что во внутреннем мире каждого из нас живут желания о сексуальности и насилии (либидо и танатос).
Эта попытка заглянуть человеку в душу и разобрать его мозг "по винтикам" была не просто модной, она была нужной — надо же было найти объяснение всему происходящему во внешнем мире.
Первыми идеи Зигмунда оценила художественная интеллигенция и решила "препарировать" святая святых каждого творца — воображение. Так и появилось художественное направление сюрреализм.
Позаимствовав термин у Гийома Аполлинера, поэт Андре Бретон подошёл к делу обстоятельно и написал первый Манифест сюрреализма (Surrealist Manifesto) в 1924-м, сделав изначально это движение литературным. Спустя несколько лет художественное направление займет лидирующую позицию. Однако несмотря на попытки систематизировать движение согласно правилам авангарда (здесь рекомендуем посмотреть фильм "Манифест" с Кейт Бланшетт), его представители не смогли прийти к общему знаменателю.
Так как сюрреализм работает с бессознательным, каждый художник исследовал его сам по себе и выбирал свои методы и формы для выражения идей. Разнообразие их стилей, техник и тематик очень сложно объединить в категории.
Чтобы понять сюрреализм, нужно в первую очередь апеллировать к терминам:
- Сюр — это независимая реальность, которая существует "под" нашим осознанным. Это то самое бессознательное, освобожденное путем созидания. Исследование мысли без какого-либо контроля над ней. Иными словами, причудливое визуальное наполнение сюрреалистов — это ещё не оформленный в мысль образ.
- Автоматизм — это первый метод сюрреализма для "освобождения" мысли. Выбрав материал, художник должен полностью перестать думать, как и что изображать, отдать бессознательному бразды правления. В процессе руки будут двигаться, тело — перемещаться, материалы — наслаиваться, и, как результат, то, как мозг руководил человеком (а не наоборот), должно превратиться в картину.
- Другой подход — это изображение сновидений творца. Запомнить и воспроизвести то, что ты видел во сне, без попыток рационализировать или изменить визуальный ряд возможно только после очень долгой и кропотливой работы над собой.
- Картины сюрреалистов часто пугают и завораживают одновременно. Художники находят красоту в уродливом и отталкивающем, вызывающем и монструозном, чрезмерно подчёркивая либо реальность, либо фантазии. Все это лишь результат знакомства со своим сознанием и желание высвободить эти мысли, используя картину как медиума (тут уместно вспомнить Босха, Гойю и символистов).
- Сюрреализм может быть абстрактным, гиперреалистичным, литературным, скульптурным и т. д. Нет единой тематики, палитры и художественного метода.
КЛЮЧЕВЫЕ ХУДОЖНИКИ СЮРРЕАЛИЗМА
САЛЬВАДОР ДАЛИ
Испанский художник — самый известный сюрреалист в мире, поэтому его имя стоит первым в списке. Изначально Сальвадор отталкивался от идей Зигмунда Фрейда и Андре Бретона, но с развитием собственного стиля интерпретировал их по-своему.
Будучи большим поклонником Зигмунда, его любимые темы эротики и смерти Дали превратил в чрезмерные и навязчивые полотна, настаивая, что все сюжеты в его работах – автобиографические воспоминания из детства. В 1938-м Сальвадору удалось встретиться со своим кумиром в Лондоне (где Фрейд жил в изгнании), и он даже набросал его портрет, который сейчас висит в Музее Фрейда.
Зигмунд Фрейд был настолько приятно впечатлён персоной Дали, что даже описал их встречу в письме к своему другу Стефану Цвейгу: "Я обычно смотрю свысока на этих чудаковатых сюрреалистов, которые почему-то избрали меня своим ангелом-хранителем. Однако молодой испанец, с его горящими глазами, и его безусловное техническое мастерство заставили меня пересмотреть свои взгляды".
"Толкование сновидений" Фрейда, как вы уже догадываетесь, было настольной книгой, обязательной к прочтению всем сюрреалистам. Свою картину "Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" сам Дали объясняет так: "Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжание пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы".
Метод автоматизма Бретона Дали заменил своим собственным "параноидально-критическим", в котором он симулировал манию и иллюзии, при этом оставаясь психически здоровым. Кстати, мы все им иногда пользуемся: когда рассматриваем трещинки на штукатурке или облака в небе и пытаемся разглядеть в них формы или лица. Дали сделал эту исключительно человеческую способность своим главным инструментом.
Один из примеров использования этой техники — картина "Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря" (1938), где ваза с грушами представляется женским лицом, а горный пейзаж на заднем плане напоминает бело-коричневую собаку.
Сам Андре Бретон в 1929-м восхищался этим методом (но недолго), говоря, что это "инструмент первой необходимости" и что "благодаря Дали окна разума впервые широко распахнулись".
Дали будет исключен из списка сюрреалистов Бретона, но вовсе не из-за его любви слишком реалистично изображать сексуальные соития и разнообразные жидкости, выделяемые человеческим телом, а потому, что в середине 30-х художник отказался осуждать фашизм.
Нервозная одержимость сексуальностью, смертью и неочевидная боязнь кузнечиков позволили Дали найти свою собственную нишу сюрреализма и сделать её невероятно популярной ещё при жизни художника. Его академический стиль письма, совмещённый с авангардными темами, станет своего рода брендом и будет вдохновлять целые поколения художников.
ЖАН МИРО
Увлеченный испанский экспериментатор, Миро не был постоянным сюрреалистом, но начал развивать это движение одним из первых. Сюрреализм открыл границы для работы со снами и бессознательным как художественными материалами. Для Миро это означало возможность развития его личного стиля, соединяя земное и фантастическое в работах.
Миро пробовал себя в разных техниках: от мелкой керамики до крупной бронзы и инсталляций, от зооморфных форм, четкой геометрии до полной абстракции. В 1926-м он даже создавал декорации и костюмы для постановки "Ромео и Джульетта" Сергея Дягилева.
В работах Миро пространство заполнено привычными и легко узнаваемыми формами, аккуратно совмещенными с фантазийными объектами прямиком из воображения художника. Свою художественную задачу испанец рассматривал как вызов традиционной живописи и намеренное оскорбление буржуа, которые эту живопись подпитывали.
Спонтанность автоматизма он умело совмещает с четким планированием и композицией, благодаря чему его работы, при соответствующей доле абстракции, все же достаточно выразительны и демонстративны.
Палитра Миро минималистична, но цвета всегда выразительны. Полотна, заполненные простыми цветами, удачно корреспондируют друг с другом.
Например:
"Каталонский пейзаж" (1924)
Художник изобразил свое крестьянское каталонское альтер эго, где он одновременно стреляет в зайца и ловит рыбу.
Со слов самого Миро: "Крестьянин превратился в треугольник с ухом, глазом, трубкой, бородой и рукой. А вот это — барретина, испанский головной убор крестьян. А вот сердце мужчины, внутренности и половые органы. Также я изобразил французский самолёт, который пролетал над домом раз в неделю. Я изобразил его пропеллером, лестницей и флагами Франции и Каталонии. Видите ось "Париж — Барселона"? Вдали море и лодочка, а совсем на заднем плане сардина с хвостом и клюет. Котелок на огне ждёт кролика справа…"
"Карнавал арлекина" (1924-25)
На фоне "Каталонского пейзажа" изображена причудливая фигура в красно-синей маске — арлекин. По итальянской традиции (о которой Миро узнал от Пабло Пикассо) арлекины изображаются как дурачки, которым всегда не везет в любви (образ использовался в основном как автопортрет).
На момент создания картины художник был исключительно беден, так что дыра в животе арлекина, вполне вероятно, свидетельство абсолютно реального голодания.
Иные персонажи картины, однако, очень неплохо проводят время, скорее всего празднуя Марди Гра (аналог Масленицы). Во многих соединяются черты людей и животных, и даже есть предметы с антропоморфными чертами (лестница с глазом).
Мир фантазии и подсознания на картине передает реальный прожитый художником опыт. Критики рассматривают "Карнавал арлекина" как наивысший взлет в карьере художника и наравне с "Постоянством памяти" Дали, хрестоматийным произведением сюрреализма.
"Ферма" (1921)
Об этой картине Миро рассказывал журналисту в 1928-м как о резюме всей его жизни в деревне. "Я показал постройки Монте-Рига, с домашним скотом, растениями и утварью. Собака лает на луну". Детализация на картине сделала ее первым шедевром художника. Это не совсем стилизация реальной местности, а скорее концентрированный ее вид.
РЕНЕ МАГРИТТ
Бельгийский сюрреалист, который достиг славы и международного признания лишь после 50 лет. Он начинал как график и квазиабстрактный художник, но в 1926-м с ним случился своего рода сюрреалистичный реализм.
Переехав жить в Париж, Магритт познакомился с Андре Бретоном и движением сюрреализма. После в работах художника начинали появляться эротические фигуры в фантазийных окружениях.
Технику Магритта можно поместить прямо посередине между автоматизмом Миро и параноидально-критической манерой Дали.
Облака, трубки, шляпы-котелки и яблоки — это его визитные карточки. Помещая обычные формы и образы в непредсказуемые композиции, он заставлял "самые обыденные предметы кричать". В отличие от мистического Дали, который изображал целые миры в картинах, Магритт создает визуальные головоломки, где он изображает привычные вещи, но зритель видит нечто совершенно иное.
Сам художник описывал свою работу так: "Мои работы ничего не скрывают. Они заключают в себе мистику, и да, действительно, когда зритель на них смотрит, он может задаться вопросом, что это значит. Они ничего не значат. Мистика вообще ничего не значит, так как она неизведанна". Его сюрреализм можно практически потрогать руками, настолько он реалистичен, но очень интересно исследовать его непростой ход мысли.
Его картины "Сын человеческий" и "Вероломство образов" считаются одними из главных шедевров сюрреализма.
Читайте также: 38 самых красивых кадров фэшн-фотографа Ги Бурдена