В начале осени 2020 выйдет книга о женщинах-предпринимателях "Big Money. Книга 2" украинского бизнесмена и автора YouTube-канала о бизнесе Евгения Черняка. "Самые ценные и проверенные советы, которые по-настоящему работают, можно получить не от коучей-теоретиков, а от тех, кто давно пребывает "внутри" большого бизнеса", — таким принципом руководствовался Евгений, создавая первую книгу Big Money, ставшую бестселлером 2019 года.
Если в первой книге герои — успешные предприниматели — представители сильного пола, то во второй книге бизнес-леди доказывают, что они могут быть не только наравне, управляя крупным бизнесом, но и быть более эффективными. "Книга о красивых, умных и успешных женщинах. Женщины — отличные бизнесмены. В их базовой версии такая забота о своей компании, бренде и людях, которой мужчинам нужно учиться. Тот, кто говорит, что женщинам не место в бизнесе, просто боится конкуренции", — так Черняк анонсировал книгу в своем фейсбуке.
"Big Money. Книга 2" состоит из 8 разделов, основанных на реальных историях успеха Леры Бородиной, Алены Гудковой, Марины Авдеевой, Ольги Гуцал, Виктории Тигипко и других успешных женщин-предпринимателей. В книге описаны первые шаги в бизнесе, привлечение инвестиций, принципы формирования команд и масштабирование успешного опыта.
"Многие думают: я устал работать на "дядю" или на компанию, хочу принадлежать себе – открою собственный бизнес. Это отвратительная мотивация. Вы не будете свободны, если уйдете в собственный бизнес. Вы будете еще более занятым человеком", — Лера Бородина. Сейчас два проекта предпринимательницы — G.Bar и Oh My Look! — ежедневно делают счастливыми 3–5 тыс. девушек. Как ей это удается? Все просто: четкое убеждение, что идея "выстрелит", и стремление идти вперед, не боясь столкнуться с трудностями на своем пути. Из книги "Big Money. Книга 2" вы узнаете, как предпринимательнице пришла идея создать Oh My Look! и G.Bar, какие для этого понадобились знания и навыки, и получите бесценные советы для открытия собственного дела.
В книгу также вошли истории:
- Как Лера Бородина отбила информационную атаку на G.Bar, способы антикризисного PR и советы по поведению в социальных сетях.
- Какие принципы агрессивного роста помогли Марине Авдеевой и ее команде достигнуть капитализации в $ 30 млн.
- Какие “красные флаги” следует принимать во внимание команде стартапа в переговорах с потенциальным инвестором: советы Виктории Тигипко.
- Как Ольга Гуцал развила бренд LIQUI MOLY в Украине и заработала свой первый $ 1 млн.
- Как организовывать ивенты на 1 тыс. посетителей ежемесячно и не облажаться: опыт Алены Гудковой.
Мы эксклюзивно публикуем отрывок из первой истории "Big Money. Книга 2": Лера Бородина
Прогуливала уроки, чтобы зарабатывать деньги
Я росла в небогатой семье: мама — преподаватель игры на фортепиано, папа — архитектор. Родители не могли мне купить то, что я хотела: например, плеер или джинсы. Однако я понимала их возможности и не обижалась на них. Поэтому решила, что надо зарабатывать деньги самостоятельно.
В 11–12 лет вместе со своей подружкой я расклеивала рекламные объявления, а также разносила их по почтовым ящикам. В день получала 20 грн — в те времена огромные деньги для подростка. А еще мой дядя тогда работал оператором, и я снималась в массовке фильмов. Но вся эта работа была нестабильной, а мне хотелось трудиться на постоянной основе, чтобы окружающие воспринимали меня всерьез.
В старших классах я поняла, что мне скучно учиться, что ничего захватывающего не происходит. В то же время хотелось заниматься чем-то увлекательным, быть причастной к чему-то интересному. А еще мне нужен был плеер, но родители не имели возможности его купить.
В 15 лет я определилась с целью — хочу стать музыкальным продюсером. У меня были родственные связи с группой «Танок на майданi Конґо». Фагота и Фоззи я знаю с 7 лет. В 12–13 лет ходила с ними на фестивали, концерты. Мне очень нравилась закулисная жизнь. Она намного интереснее, чем жизнь на сцене. Поэтому моей мечтой стало не быть артистом, а заниматься организацией концертов, выступлений, делать исполнителям промо. И моя мечта сбылась — около шести лет я посвятила пиару в области шоу-бизнеса и культуры, а потом моя жизнь изменилась в сторону предпринимательства.
Первые шаги в шоу-бизнесе я сделала еще в школе — занималась раскруткой артистов и распространением их песен на радиостанциях. Договориться о ротации дистанционно артисты не могли, потому что записи с песнями приезжали на компакт-дисках, видео — на betacam-кассетах. В те времена мы не могли загрузить песню в файлообменник и отправить ссылку в мессенджере — терялось качество.
Чтобы на телевидении появился клип артиста, нужно было переписать видео с одной betacam-кассеты на другие и развезти на разные каналы. Кто-то должен был соединять артистов и радиостанции.
Тогда ситуация на рынке была такова: многие артисты записывали дешевую песню, снимали на нее клип у неизвестного режиссера, а потом отдавали десятки тысяч долларов каналам для раскрутки. Я была уверена, что все должно быть наоборот. Надо записать крутую песню, снять дорогой клип — и тогда продукт возьмут бесплатно. За шесть лет работы ни я, ни мои артисты ни разу не заплатили ни одной радиостанции или телеканалу.
Чтобы песня заиграла в эфире, мне надо было приехать ранним утром на вокзал, забрать диск с песней, потом поехать на завод «Росток», сделать 10–20 копий и развезти песню на радиостанции — «Наше Радио», «Радио Energy», «Просто Радио», «Гала Радио» и другие.
Например, я могла договориться с программным директором радио, чтобы он взял песню «Сплина» и еще двух неизвестных артистов для ротации. Песню «Сплина» «Новые люди» я забирала именно таким образом: на вокзале с поезда «Москва — Киев». Кроме развозки песен я договаривалась для исполнителей об эксклюзивах — взятии песни на ротацию во Львове, Одессе, Киеве и других городах, организовывала запись джинглов с артистами и интервью для украинских изданий и радиостанций.
Чем чаще я ездила на радиостанции, тем больше артистов появлялось в моем портфолио. Со временем я начала общаться с музыкальными редакторами, программными директорами, и у меня стали возникать вопросы: «Чем еще я могу быть полезна артистам? Чем отличается популярный артист от непопулярного?» Научить этому меня никто не мог — не было ни литературы, ни рынка.
К окончанию школы я плотно занялась пиаром артистов, организацией их концертов, фестивалей, сопровождением групп и так далее. Тогда этим никто толком не занимался. Таких как я было шесть человек на всю страну. В 17 лет музыка занимала большую часть моей жизни, а в 19 я могла называть себя профессиональным пиарщиком. В моем портфолио было более 20 украинских и российских артистов.
Опыт работы в шоу-бизнесе пригодился мне в будущем, когда я стала предпринимателем. На мой взгляд, современный бизнес работает по тем же правилам, что и шоу-бизнес: чтобы тебя любили и замечали, нужно делать крутой продукт и отличаться от других.
У тебя может быть классный сервис, маркетинг, пиар и социальные сети, но если с продуктом проблемы, то бессмысленно заниматься бизнесом вообще. Из-за работы я часто прогуливала уроки, мама об этом до определенного момента не знала. Она все поняла, когда ее пригласили на школьное собрание с участием всех учителей. На повестке дня стоял один вопрос: отчисление меня из школы за прогулы.
Это одно из моих самых ярких детских воспоминаний. Мне было очень стыдно, но не за то, что я прогуливала школу, и не за то, что приходилось оправдываться перед учителями, а за то, что за эту ситуацию журили маму. Она не имела к моим прогулам отношения, но учителя отчитывали именно ее. «Что же вы за мать, как вы так можете? Ведь ваш ребенок не ходит в школу!» — говорили ей.
Я считала это несправедливым и обидным. Моя мама — уникальный человек. Она окончила школу с золотой медалью, киевскую консерваторию — с красным дипломом и всю жизнь посвятила развитию талантов в детях и обучению их игре на фортепиано. Думаю, ей стоило многих усилий принять, понять и отпустить тот факт, что ее дочь не просто не будет золотой медалисткой, а что у нее будет тройка в аттестате. Несмотря на то что мама не ставила мне ультиматумов, я испытывала чувство вины перед ней за эту ситуацию. После этого еще больше невзлюбила школу и учителей.