С начала пандемии многие бренды из-за локдаунов и падения спроса на одежду попытались отменить заказы у зарубежных фабрик на сумму около $ 40 миллиардов. В результате многие работники фабрик по пошиву одежды лишились заработка. Согласно исследованию, проведенному активистами движения Clean Clothes Campaign, всего за 3 месяца 2020 года, с марта по май, миллионы рабочих, большая часть из которых – женщины, не получили от $ 3 млрд до $ 5 млрд заработной платы. Такие же данные приводятся и в отчете британского Ресурсного центра по вопросам бизнеса и правам человека (BHRRC).
Специалисты изучили 8 фабрик, и в 7 из них рабочим частично или полностью не платят. Все эти предприятия находятся в Мьянме, Камбодже, Бангладеш, на Филиппинах и в Эфиопии, и на них шьют одежду для таких брендов, как L Brands (Victoria’s Secret), Nike, Levi’s, H&M, The Children’s Place, PVH Corp. (Van Heusen, Tommy Hilfiger, Calvin Klein, и др.), Hanesbrands, Matalan, Sainsbury’s, Next, New Look, River Island, Mark’s и s.Oliver.
В отчете указано, что только во второй половине 2020 года бренды получили прибыль в размере около $ 10 миллиардов. Некоторые компании (PVH, H&M и Nike) сообщили BHRRC, что им известно о проблеме и они работают над ее решением. Эксперты отмечают, что бизнес-модель модных брендов и структура глобальных цепочек поставок одежды построены на крайнем неравенстве, которое создает и поддерживает бедность. Большинство компаний производят одежду на международных фабриках и таким образом избегают ответственности за оплату труда рабочих.
Например, на фабрике Violet Apparel в Камбодже рабочим платили $ 192 в месяц, хотя прожиточный минимум в стране составляет $ 588 в месяц. В июле 2020 года предприятие было закрыто. Более 1200 рабочих утверждают, что им не платили. Данная фабрика производит одежду для Nike и Carter’s (компании по производству детской одежды). Представители Carter's не ответили на запросы BHRRC, а вот Nike сообщили, что не пользуются услугами этой фабрики с 2006 года. Однако работники группы нашли доказательства, включая фотографии и датированные формы заказов, что это не так. Одежда бренда на самом деле производится на Violet Apparel, далее ее пересылают на Olive Apparel, которая и является поставщиком Nike.
Расследования BHRRC показали, что примерно 9800 рабочих на фабриках работают бесплатно или им платят лишь часть заработка. Хотя представители группы рассказали, что они оперируют неточными цифрами, так как большинство брендов отказываются предоставлять информацию. Например, Gap ответили, что в конце 2020 года закрыли 15 предприятий, но согласились полностью оплатить всю готовую продукцию. Levi’s также подтвердили, что несколько их поставщиков закрылись, но отказались указать, сколько именно.
BHRRC в конце прошлого года направили запросы более чем 50 брендам и модным компаниям, но 14 из них вообще не ответили. К ним относятся Hermès, Boohoo, Walmart, Hanesbrands, Tapestry и LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton.
Эксперты отмечают, что многие люксовые бренды были замечены в отсутствии прозрачности в производстве одежды и цепочках поставок. Активисты требуют от компаний принять ответственность, так как от них напрямую зависит благосостояние, жизнь и здоровье людей.
Читайте также: Как покупательские привычки поколения Z изменят будущее масс-маркет-брендов