С 23 по 26 сентября в швейцарском Базеле прошла ярмарка современного искусства Art Basel, самая важная и известная во всем мире. Организаторы Art Basel проводят три ярмарки ежегодно: в Гонконге, самом Базеле и Майами-Бич. Но в 2020 году все три мероприятия пришлось отменить. Самое главное из этих трех мероприятий — в Швейцарии. После вынужденной паузы 50-я, юбилейная, ярмарка открылась как в традиционном для себя офлайн-формате, так и с возможностью онлайн-просмотра. Куратор Музея современного искусства Одессы Андрей Сигунцов посетил Art Basel и специально для L’Officiel рассказывает о том, в каком направлении развивается арт-рынок, о его тенденциях и прогнозах.
Онлайн VS офлайн
Перманентный период локдауна и нарастающей виртуальности заставляет мир искусства искать новые модели взаимодействия. В 2020 году объем мировых продаж искусства заметно сократился, но динамика этого года показывает значительный рост. Пандемия стала катализатором уже существующих тенденций, а давно растущая пропасть между богатыми и бедными стала еще больше.
2020-й увеличил состояние долларовых миллиардеров до исторического максимума, и, нравится нам или нет, это пошло на пользу арт-рынку. На 50-й, юбилейной, Art Basel были представлены 270 галерей, работы более 4000 художников из разных стран. Благодаря онлайн-презентациям, трансляциям в соцсетях и виртуальным турам "принять участие" в событии мог любой зарегистрированный пользователь, но такое участие вряд ли можно считать полноценным.
Как отметил директор Art Basel Марк Шпиглер (Marc Spiegler): "Галереи открыты почти каждый день, веб-сайты доступны всегда. Художественная ярмарка привлекает внимание огромного количества коллекционеров к определенной выборке галерей. Участие в Art Basel — это повод для разговора. Важно снова провести событие в классическом формате, опираясь одновременно и на цифровые инновации прошлого года".
Нововведением этого года стала продажа билетов исключительно онлайн, а также концепция, которой предусматривается использование браслетов разных цветов. Экспоненты, сотрудники и те посетители, которые планировали находиться на ярмарке все дни, получали черный браслет. Его выдавали после подтверждения сертификата о прививке разрешенной в Швейцарии вакциной. При отсутствии такового на территории экспоцентра можно было сделать платный тест. Розовый браслет — для посетителей, которые подтвердили вакцинацию или сделали тест, но пришли только на один день. Впервые создан прецедент, когда ковид-сертификат заменяется другим объектом — браслетом, дающим беспрепятственный доступ в рестораны, музеи, бары и отели Базеля в течение всей арт-недели.
Что покупают в Базеле?
Фактически ярмарка работала с понедельника, 20 сентября. Традиционно первые дни — это закрытые показы для представителей музеев, крупных коллекционеров и знаменитостей из мира искусства. Все основные продажи происходят в первые часы работы ярмарки. Среди самых дорогих произведений оказался диптих Жан-Мишеля Баскии (Jean-Michel Basquiat) "Строительный магазин" 1983 года за 40 миллионов долларов, который впервые очутился на арт-рынке, но так и не нашел своего покупателя.
Жан-Мишель Баския «Строительный магазин», 1983. Фото: Galerie Bruno Bischofberger
До 2002 года стоимость самой дорогой картины Баскии не превышала 3,5 миллиона долларов, а сейчас в топ-10 нет работ дешевле 35 миллионов. После ошеломительной продажи в 2017 году за 110,5 млн долларов цены на его работы стремительно взлетели. В настоящее время "Без названия" 1982 года занимает восьмую строчку в списке самых дорогих картин мира, проданных на открытых торгах, и третье место среди работ послевоенного времени. Похоже, что большое количество работ превышает спрос коллекционеров, а цены на работы Баскии после своего пика будут идти на спад.
В арт-среде обсуждались рекордные сделки: галерея Hauser & Wirth за 6,5 млн долларов продала фигуративную живопись "Поэт" 1975 года американского художника из семьи одесских эмигрантов Филиппа Густона (Philip Guston).
Филипп Густон «Поэт» (1975). Фото: Hauser & Wirth
Также в топе самых дорогих проданных работ была работа Роберта Раушенберга (Robert Rauschenberg) Rollings (Salvage) 1984 года за $ 4,5 миллиона. Картина была представлена в секции Unlimited, где показывают масштабные работы преимущественно для музейных коллекций.
Роберт Раушенберг Rollings (Salvage) 1984 года. Фото: Galerie Thaddaeus Ropac
Нью-йоркская галерея Gladstone продала яркую работу Кита Харинга (Keith Haring) "Без названия" за 5 миллионов долларов.
Фото: Keith Haring Foundation and Gladstone Gallery
Работ, проданных по цене свыше миллиона долларов, довольно много, однако многие предпочитают не разглашать стоимость приобретений. В основной массе цены на представленные работы варьируются от 50 тысяч до полумиллиона долларов.
NFT и цифровое искусство
В последние годы диджитализация всех процессов стала мейнстримом во многих институциях, а те, кто не смог осилить вызовы времени, попросту оказались за бортом современности. Количество онлайн-продаж на аукционах оказало заметное влияние на всю сферу, но на Art Basel цифровое искусство было представлено более чем скромно.
Galerie Nagel Draxler представила отдельную комнату на своем стенде, заполненную физическими работами, которые продавались с прикрепленными NFT. Некоторые работы были оценены в криптовалюте. Например, работа Анны Ридлер (Anna Ridler) Mosaic Virus, представляющая собой видео с тюльпанами, которые меняются в зависимости от цены биткоинов, продавалась всего за один BTC.
Фото: Galerie Nagel Draxler
Как известно, NFT могут прекрасно продаваться на специализированных маркетплейсах, но главной задачей этой презентации, похоже, было привлечение покупателей традиционного искусства. Разрыв между количеством NFT и работами, проданными традиционным способом, огромен. Это удивительно, учитывая количество публикаций в СМИ вокруг криптоискусства в прошлом году.
Присутствие NFT было символическим, что можно объяснить консервативным подходом большинства коллекционеров к вопросам финансов. NFT — это последний писк моды, но это явление настолько новое, что к нему нужно привыкнуть. Одной из самых дорогих цифровых работ стало видео Вонг Пинг (Wong Ping) 2011 года "Под львиной промежностью", приобретенное за 130 тысяч долларов.
Вонг Пинг, «Под львиной промежностью», 2011 год. Фото: Wong Ping and Edouard Malingue.
Украина и международный арт-рынок
Галереи из Украины, как и украинские художники, на Art Basel традиционно отсутствуют и вряд ли появятся в ближайшее время. Для того чтобы быть в числе избранных, нужно не только пройти конкурсный отбор, но и подтвердить свою репутацию "белыми продажами", иметь международные проекты и быть включенным в глобальные процессы. Единственной галереей, принявшей участие в Volta Basel Art Fair (международная ярмарка сателлит для более молодых галерей, с ценами до 100 тысяч долларов), стала киевская Tuasho, курируемая Анной Аветовой. Эта молодая, но активная галерея за пару лет приняла участие в арт-ярмарках Базеля, Будапешта, а также принимает участие в других международных проектах.
На стенде галереи были представлены работы Никиты Зигуры, Риты Майковой, Юрия Скандакова, Анны Кострицкой и Сергея Мельниченко. Среди проданных работ оказались пастозная живопись Анны Кострицкой за 3000 евро и скульптура Никиты Зигуры за 4000 евро.
“Украинские художники инвестиционно непривлекательны для европейских коллекционеров, тем не менее были продажи со стенда, что удивило наших иностранных коллег. В арт-ярмарках нужно участвовать — так украинское искусство становится видимым и более привлекательным для иностранной аудитории. Поэтому, несмотря на затратность, усилия и все преграды, мы всё равно получили невероятную сатисфакцию от того, что это случилось. Мы не намерены останавливаться, потому что мы делаем это не только для себя, а и для всего украинского сообщества, которое работает с искусством.
Продажи со стенда — редкость, а для молодой украинской галереи — тем более. Для того чтобы быть узнаваемым и признанным, нужно ездить на такие мероприятия не менее 3 лет подряд и последовательно представлять художников — только тогда начнется взаимодействие и продвижение.
Мы решились на эксперимент и взяли с собой работы львовского художника Юрия Скандакова из частной коллекции. Так мы хотели проверить, может ли возникнуть интерес к произведениям извне современного контекста. Они замечательно вписались в экспозицию нашего стенда и тоже получили внимание коллекционеров”, — рассказывает Анна Аветова.
Стенд галереи TUASHO на Volta Basel Art Fair. Фото: Tuasho
Галерист Анна Аветова. Фото: Tuasho
Анна Кострицкая, «Фигура», 2021 год. Фото: Tuasho
Тенденции и прогнозы
Нынешние вкусы рынка можно охарактеризовать словами "живопись", "фигуратив" и "нетрадиционная сексуальность".
Благодаря соцсетям люди узнают о произведениях искусства и воспринимают их принципиально иначе, чем десять лет назад. Дистанция между зрителем и художником сократилась, ознакомительная функция галериста стала определяющей. Музеи стали активнее тратиться на образовательные проекты и создание сообществ вокруг институции, формировать коллекции с учетом работ художников, остававшихся без внимания со стороны профессионального арт-сообщества.
Нынешняя социальная политика развитых стран обязывает музеи принимать во внимание работы художников не белой расы, созданные женщинами, а также представителей квир-культуры и ЛГБТ-сообщества. "Изображать, лепить, фотографировать женское тело для мужчины-художника сейчас просто недопустимо", — сказал мне куратор галереи Daniel Blau, выставляющий ранние гомоэротичные рисунки Энди Уорхола.
На данный момент мировые рекорды продаж в большинстве принадлежат белым гетеросексуальным цисгендерным мужчинам-художникам, но мир быстро меняется, а вслед за ним и рынок искусства...
Читайте также: Эротика в искусстве: В Киеве стартовала персональная выставка работ Андрея Блудова "ХХХ"