Алессандро Микеле в Gucci, Мария Грация Кьюри в Dior, Пьерпаоло Пиччоли в Valentino – каждый из этих креативных директоров крупнейших модных домов начинал свой путь с аксессуаров. В эпоху оверконсьюмеризма и глобального сдвига в сторону осознанного шопинга они поняли силу, скрывающуюся в деталях, и активно этим пользуются. Сегодня обувь, сумки, перчатки и бижутерия приносят в среднем не менее трети дохода в модных брендах, а для стритстайл-звезд коллекция броских аксессуаров становится достойной альтернативой шкафу, набитому одеждой.
Все началось в 90-х, когда Том Форд и Доменико де Соле, возглавлявший в то время Gucci Group, возрождали к жизни итальянский бренд. Тогда они обнаружили, что легче продать сотню пар очков по $ 200, чем 10 платьев по $ 2000, чем произвели настоящую революцию бизнес-моделей модных брендов. Сегодня аксессуары составляют 50 % прибыли холдинга Kering, под крылом которого – Gucci, Yves Saint Laurent, Bottega Veneta и Balenciaga. Для сравнения – линейки prêt-à-porter отвечают за 17 % дохода конгломерата.
Будучи изначально дополнениями к нарядам, под конец 2010-х аксессуары стали стилеобразующими элементами, перетянув на себя одеяло в борьбе за внимание дизайнеров и армии стритстайл-блогеров. Последние тоже отчасти ответственны за рост популярности statement accessories: «тренды, зарождающиеся на улицах, продолжают оказывать огромное влияние на индустрию аксессуаров, причем с точки зрения не только продукта, но и стайлинга», — поделилась с нами Элла Хадсон из WGSN. С подачи инфлюенсеров стало популярным сочетание разномастной бижутерии, броская обувь на грани уродства и целая вереница головных уборов, от царивших в 2014 году федор до бейсболок, ставших хитом в 2017-м. В коллекциях весна-лето — 2017 в аксессуарных линейках царил тщательно продуманный хаос: серьги из разных комплектов, две сумки вместо одной и возвращение на подиум летних сапог и ботинок – в ближайшие месяцы есть где разогнаться, и что самое приятное – большинство сегодняшних трендов задержатся не на один сезон.
Хорошим тоном сегодня стало миксовать сережки из разных комплектов, как на показах Alexander McQueen, J.W. Anderson и Marni. Выглядеть это должно так, будто выбор делался вслепую, а совпадение по стилю и материалам было случайным. Более сдержанный вариант предложили Altuzarra и Kenzo – крупные неровные кольца, а Gucci украсили уши моделей птицами из кристаллов. Этот тренд легко сочетается с нестандартными солнцезащитными очками странной формы, обсыпанными цветами и бусинами или скрывающими две трети лица.
С сумками дела обстоят еще интереснее. Поддавшись протестному настроению, царящему в обществе, дизайнеры отказались от полумер и разделились на два противоположных лагеря. Маленькие сумки сжались до микроразмеров в коллекциях Burberry, Chloé и Versace, а лидер кожаного подразделения холдинга LVMH Louis Vuitton главным аксессуаром сезона сделал чехол для айфона. По другую сторону баррикад оказались Balenciaga, Loewe и Céline, превратив вместительные сумки в по-настоящему бездонные. Аксессуар размером в половину «человекомодели» носить стоит или в тон с одеждой, или с контрастирующим принтом, а главное – не пытаться воспользоваться его потенциалом к наполнению. Где-то посредине между макси и мини разместились бренды, предложившие носить сразу по две сумки. Вдохновившись японскими модницами в Париже, которые носят на плече дизайнерскую it-bag и фотоаппарат, равный ей по размеру, дизайнеры погрузились в double-bagging – на показах Valentino маленькие кросс-боди сочетались с еще меньшими кисетами, а Stella McCartney закрепляли на поясах по две одинаковых сумки. Стритстайл-звезды этот тренд интерпретируют по-разному, комбинируя как разнокалиберные модели близких оттенков, так и сумки, близкие по размеру, но контрастирующих цветов. Привлечь еще больше внимания к сумкам, которые носят в руках, можно с помощью перчаток – коротких, как у Chanel и Balenciaga, или длинных полупрозрачных от Gucci.
Стиль «от противного» нашел выражение и в обуви – на подиумы вернулись ботинки и сапоги в летних коллекциях, которые наряду с босоножками повсеместно сочетаются с колготками: прозрачными с 3D-аппликацией и плотными с ярким поп-арт-принтом. Особый шик – «гибридная» обувь, начиная с сапог-лосин Balenciaga кислотных и спокойных оттенков, и заканчивая сапогами-носками в коллекции Burberry. Тем временем маленькая шпилька kitten heel становится все популярнее: первую коллекцию Марии Грации Кьюри для Christian Dior и последнюю prêt-à-porter Рикардо Тиши для Givenchy объединила не только историческая значимость, но и остроносые туфли на невысоком каблуке. В противовес этой ненавязчивой элегантности Марк Джейкобс уже второй сезон подряд выпускает на подиум моделей в сапогах с космически высокой платформой в лучших традициях Дэвида Боуи. Свою чуть более приземленную интерпретацию возрожденного тренда представили также Gucci, Miu Miu и Maison Margiela.
Выбирая между авторским трактованием трендов из стритстайл-отчетов и воссозданием подиумных образов, стоит помнить одно главное правило, объединяющее все тенденции в аксессуарах этого сезона: скуке в них не место, как и классическим представлениям о красоте. Эксперименты, эклектика и эпатаж сегодня правят бал, а с задачей фундамента отлично справится пресловутый базовый гардероб.