Что: старт новой кинопрограммы PinchukArtCentre
Где: One Love Coffee
Почему: потому что наш любимый музей современного искусства запустил новый проект: фильмовую программу, в рамках которой будут проходить кинопоказы в партнерстве с разными личностями и организациями, которые развивают кино и критику в Украине. Потому что вчера состоялся показ первого фильма – «Картины мира и подписи войны» Харуна Фароки, который ознаменовал и старт первого цикла под названием «Против забвения: кино после войны». Потому что куратором цикла выступил Станислав Битюцкий, кинокритик и режиссер, который решил объединить в одной программе серию фильмов, находящихся на границе документалистики и арта. Потому что по завершении просмотра гостям предлагается обсудить увиденное с куратором и друг с другом.
Анна Васык, куратор программы
Раніше в арт-центрі такої програми не було – це, дійсно, абсолютно новий проект для нас.
Ми запрошуватимемо до співпраці тих людей та ті організації, що, на нашу думку, значним чином вплинули на кіно у Україні. Перший куратор, який з нами працює, — це Станіслав Бітюцький. Думаю, він відомий більшості з вас завдяки своїм проектам: він є критиком і режисером, і цього року на Одеському кінофестивалі було показано його фільм «24».
Кіно ми показуватимемо декілька разів на місяць – залежить від відгуку аудиторії. Ми готові влаштовувати покази і щотижня, але подивимось, яку цікавість це зустріне.
Станислав Битюцкий, режиссер и критик
Наша программа называется «Против забвения: кино после войны», и она в какой-то мере продолжает то, что происходит в арт-центре на выставке.
Мы будем показывать фильмы, которые находятся на грани между документалками и арт-кино, и говорить о таких ключевых темах, как осмысление войны и последних событий в мире. По большому счету, документалистика должна работать с этим потоком, но, на мой взгляд, классическое документальное кино не до конца с этим справляется. И поэтому экспериментальные фильмы на грани арта и современного искусства говорит о событиях более полно, более интересно и более актуально.
Мы символично начинаем с Харуна Фароки – одного из самых авторитетных и известных режиссеров-авангардистов. «Картины мира и надписи войны» — это его титульный фильм и, как многие из его работ, он отталкивается от изображения – в этом случае от снимков французского фотографа Марка Геранже. Марк снимал женщин во французских деревнях по заказу французской армии.
Фароки однажды подумал: если у меня нет денег на камеры, актеров и авто, мне остается работать только с образами. Так и была придумана концепция монтажа идей – то, к чему Фароки очень часто обращался. И поэтому многие его фильмы построены на монтаже, на использовании кадров из старых фильмов и хроник.
В 2014 году Фароки умер, и, мне кажется, только после его смерти стало окончательно понятно, какое влияние он оказал на современный кинематограф, документалистику и политическую мысль.