14 мая в Киеве впервые выступил Бенджамин Клементин, обладатель престижной музыкальной премии Mercury Prize. В декабре 2015-го газета The Guardian включила Клементина в свой рождественский список главных героев 2015 года. «Чёрный алмаз», «самородок из парижского метро», «внебрачный сын Нины Саймон» — мировая музыкальная пресса обычно осторожно относится к новичкам, но Бенджамин — другое дело.
Концерт Клементина — поразительный двухчасовой спектакль, который, несмотря на минимум выразительных средств (да и те, что есть, весьма лаконичны), достигает максимального театрального эффекта. На сцене царит густая тьма; лучи нескольких прожекторов, перекрещиваясь как шпаги, выпиливают из этой тьмы небольшой круг — и в круге материализуется Клементин за роялем. Бенджамин всегда выступает босым, в длинном черно-сером пальто на голом торсе. Этот образ возник во время самого интересного периода его жизни — парижского. Живя в Париже, 27-летний артист пел в метро и дешевых кабаках; именно в парижском метро он впервые спел босиком.
Так вот, концерт: босой Клементин сидит на высокой деревянной табуретке в небольшом круге света, в котором плавают пылинки. Он практически недвижим во время всего концерта, из музыкальных инструментов на сцене лишь рояль, сливающийся с темнотой. В нескольких композициях появляется аккомпанемент: скрипки, виолончели, контрабас.
Этот немыслимый, даже неприличный в нашу мультимедийную эпоху минимализм, внезапно оказывается куда мощнее по силе воздействия, чем самое безумное шоу с огнями и кордебалетом.
Концерт начинается с пронзительной ностальгической Gone. Реальность идёт рябью, зал охвачен музыкой. Выплевывая вместе с голосом душу, то опускаясь на самое дно, то улетая куда-то в стратосферу, Клементин обрушивает на слушателей чистую неразбавленную эмоцию сокрушительной силы.
Манера исполнения меняется молниеносно — то тенор, то соул, то госпел, то речитатив, а порой становится и вовсе эксцентричным кривляньем в стиле французского кабаре. Он то распят, распластан и уничтожен, то вдохновлён, возвышен и одухотворен. То с отчаянной искренностью кладет на ладошку разбитое сердце и показывает всем, то смеётся над нами и ёрничает. Никогда не знаешь, кем он станет в следующую минуту.
Общаясь с залом, Клементин ироничен и скромен; говорит тихо и глухо. Под конец произносит: «Мне известно, что происходит в вашей стране. Как бы там ни было, главное — это надежда».
По окончании концерта зал единодушно встал и столь же единодушно искупал Клементина в овациях. Этот немногословный человек в небольшом кружочке света, он прав: сегодня главное — это надежда. Надежда на то, что в нашем пластиковом мире, полном симулякров, будет больше таких Клементинов. Неограненных талантов и настоящих эмоций.
Текст: Даша Заривная
Фотографии предоставлены организаторами