Сегодня день рождения у Владимира Набокова. Мы поздравляем именинника, вспоминаем главных Лолит-миллениалов и разбираемся, что у писателя в голове. Вдохновившись его лекциями и биографией, мы разобрались, что по-настоящему волновало писателя.
Девочки
Первое и самое важное. Маленькие девочки и Набоков – вечная тема. Посмотрите только на Долорес и Лауру. Мы подобрали возможных Лолит, которые могли приглянуться Владимиру в те времена, когда Кубрик снял фильм по книге.
Другие писатели
Мы долго сдерживали себя, чтобы не написать «писаки». Но ведь именно так в те времена Владимир относился к конкурентам. Приводим в пример несколько дерзких, но очень верных цитат из полюбившихся нам лекций, которые писатель читал в США.
«Я считаю, разумней забыть о том, что чрезмерный интерес Гоголя к носу мог быть вызван ненормальной длиной собственного носа, и рассматривать обонятельные склонности Гоголя — и даже его собственный нос — как литературный прием, свойственный грубому карнавальному юмору вообще и русским шуткам по поводу носа в частности. Носы и веселят нас, и печалят»
«Мы готовы теперь приняться за Диккенса. Мы готовы теперь воспринять Диккенса. Мы готовы наслаждаться Диккенсом. Читая Джейн Остен, мы должны были сделать некоторое усилие, чтобы составить компанию ее героиням в гостиной. Имея же дело с Диккенсом, мы остаемся за столом, потягивая портвейн»
«Терпеть не могу сувенирный стиль Конрада и эти его кораблики в бутылках и ракушечные ожерелья романтических клише»
«Что касается Хэмингуэя, я прочитал его в начале сороковых, что-то там о колоколах, яйцах и быках, и возненавидел»
Вера Евсеевна
Любимая жена и муза, именно ей он посвятил «Лолиту». А ещё говорил, что:
«В любви нужно быть как сиамские близнецы: один чихает, когда другой нюхает табак»
Вера была первой и самой придирчивой читательницей Владимира. Он так дорожил мнением жены, что если ей не нравилась какая-то книга, он даже не открывал её. Муза писателя сама как-то заставила писателя дописать его самую знаменитую работу, пока он пытался в порыве гнева выкинуть её в огонь.
Оригинал Лауры
Последний роман The Original of Laura писатель хотел сжечь и завещал это сделать после своей смерти наследникам. Как объяснял впоследствии его сын, не потому, что книга ему не нравилась, а потому, что он ее не закончил. Вдова писателя Вера после кончины Набокова в 1977 году не исполнила последнюю волю мужа и завещала, перед собственной смертью в 1991 году, сделать это своему сыну. Ну, а как вы уже знаете, сын знаменитых родителей предпринял весьма важное и правильное решение – издал книгу в 2009 году.
Бабочки
Набоков был энтомологом-самоучкой. Он внёс весомый вклад в лепидоптерологию – раздел энтомологии, посвящённый чешуекрылым. Писатель открыл много видов разных бабочек. А в его честь было названо свыше 20 видов бабочек и род Nabokovia. После смерти писателя его жена Вера подарила университету Лозанны коллекцию в 4324 экземпляра.