В прошлом году культовому фильму «Тіні забутих предків» исполнилось пятьдесят лет. Эта кинолента, безусловно, уникальна и как художественное явление, и как неотъемлемая часть национального достояния. Как любое настоящее искусство, она не теряет своей актуальности, а гибко и органично вписывается в изменившийся контекст, обрастая новыми значениями. В доказательство этому в НКММК «Мыстецький Арсенал» с 23 марта по 10 апреля состоится выставка, которая грозит стать настоящим событием в киевской культурной жизни. В чем уникальность проекта под названием «Тіні забутих предків. Виставка» и почему каждому стоит с ним лично ознакомиться, нам рассказал один из его сокураторов Павел Гудимов.
Про идею проекта
В своей кураторской практике я впервые подошел к фильму как к выставочному продукту: основным героем этого проекта является именно кино. Но я, конечно же, не мог не связать это с современным искусством. Поэтому мы препарировали фильм на разные составляющие, уделив особое внимание его влиянию на художественную культуру — ведь своей своеобразностью он спровоцировал появление целого ряда тенденций.
Главная идея и смысл — показать актуальность «Теней забытых предков», а также его укорененность во множество контекстов: мировой, национальный, исторический, современный, культурный, художественный, этнографический. Мы хотели показать, как многогранность фильма вскрывает глубокую взаимосвязь всех этих процессов.
Эта выставка — попытка диалога во времени. Ведь пятьдесят лет это очень большой временной отрезок, по другую сторону которого – уже практически другое измерение. В то же время, фильм как художественный продукт остается совершенно актуальным: динамика съемки Ильенко, постановка кадра, потрясающая режиссура, структура фильма.
Про особенности выставки
Это даже не выставка — это целый культурный проект по сбору и обработке материала. Кроме того, это не просто экспозиция с картинами на стенах — это тотальная инсталляция. Мы хотели отдать должное всем аспектам легендарного фильма: его смысловой, визуальной, звуковой и даже тактильной составляющим. Поэтому выставка тоже будет воздействовать на все каналы восприятия. Например, в фильме совершенно потрясающая музыка — в нем каждая секунда звучит! — и мы решили сделать так, чтобы выставка тоже звучала. Но звучала так, как это актуально в 21 столетии. Поэтому у нас каждый зал имеет свой саундтрек, который всегда является полноценной частью экспозиции.
Кроме того, вся выставка буквально пропитана современным искусством: иногда как центральный элемент, иногда как дополнение или инструмент для трактовки. С одной стороны, было однозначное желание передать атмосферу фильма, а с другой — подтолкнуть посетителей к анализу, не навязывая в то же время свое видение и не добавляя ничего от себя.
Об уникальности материала
Во-первых, вместе с FILM.UA была организована экспедиция в Карпаты, где мы смогли отснять огромное количество оригинального материала. Впоследствии мы дополнили его съемками в Киеве. Это – последняя попытка пообщаться с теми, кто был активным участником создания фильма. Ведь через десять-пятнадцать лет этот процесс, возможно, окончательно станет легендой.
Во-вторых, важную роль в выставке играют специально созданные комиксы: это редкая вещь для наших краёв, потому мы решили использовать эту возможность, чтобы адаптировать эту культуру к национальному контексту.
Кроме того, огромная работа была проделана Андреем Аферовым, который отыскал оригинальные рукописные раскадровки Параджанова и Ильенко. Только представьте себе — более 50 лет назад Параджанов на этих клочках бумаги делал практически постановки всех кадров фильма! Так мы восстанавливаем путь от изначальной режиссерской задумки к конечному продукту.
Про структуру выставки
Мы сразу отказались от того, чтобы следовать хронологии фильма. Вместо этого мы разбили экспозицию на несколько тем и посвятили каждой отдельный зал. Первая из «глав» — это красный цвет, которого в фильме очень много. В этой картине цвет является тем художественным элементом, который делает этот фильм полноценным произведением искусства. Второй зал посвящен этнографии, ведь «Тени забытых предков» — это настоящее признание в любви к Карпатам, где невозможно отделить человека от природы, а обычай становится настоящим артефактом. В этом зале много экспонатов, предоставленных Национальным музеем народного искусства Гуцульщины и Покутья и музей Ивана Гончара.
Третий блок посвящен авторам фильма – Сергею Параджанову, Георгию Якутовичу, Юрию Ильенко, Федору Манайло и множеству других. В четвертом зале в центре внимания находится легендарная сцена «Amor sacro e amor profano», в которую Параджанов включил венчание с ярмом — «обычай», у которого нет аналога в реальности. В этом зале несколько мини-проектов, которые рассказывают об истоках необычных решений режиссера. Следующие залы посвящены истории и использованным в фильме артефактам из Национального художественного музея. В одной из самых важных «глав» выставки мы стараемся объяснить феномен этого фильма и его авторов, причины их признания и забвения. Последний зал посвящен лесу, каким его видели создатели фильма, Тиберий Сильмаши, Николай Малышко. Это очень символично — я очень люблю напоследок оставлять троеточия, и это как раз тот случай.
О команде и работе над проектом
Мы работали над проектом больше девяти месяцев, и сейчас у меня ощущение, что получилось создать что-то новое, ни на что не похожее. Мы собрали весь возможный материал – некоторые музеи, архивы, отдельные личности очень нам помогали, некоторые, напротив, отказывались сотрудничать.
Когда я говорю «мы», я подразумеваю нашу команду, которая сложилась из кураторов разных возрастов и специализации: кинокритик Андрей Алферов был автором идеи и сокуратором проекта, Борис Филоненко отвечал за экспедицию в Карпаты и курировал блок о комиксах. Я отвечал за создание выставки, Катя Носко была сокуратором, Андрей Хир – художественным руководителем в самом широком смысле слова, Святослав Лунев создал потрясающую музыку. Целая команда координаторов, художников, фотографов и многих других помогала в организации проекта. Все мы были максимально вовлечены в процесс и каждый сделал множество микро-проектов, которые стали частью выставки. Например, Андрей Хир будет читать о карпатской этнографии лекцию, которая по факту является настоящим перфомансом.
Почему нам нужно идти на выставку
Мы разрабатывали эту выставку таким образом, чтобы она была актуальной как для тех, кто интересуется культурой в общем, так и для тех, кто разбирается в ней профессионально. Это довольно многоуровневый и многогранный проект — у него есть эстетическая, смысловая, образовательная составляющие. Он оригинален и по содержанию, и по формату. Мы рассчитывали на самую широкую аудиторию, поэтому мы будем ждать абсолютно всех. Но, конечно, чтобы взять от выставки максимум, перед посещением стоит пересмотреть «Тени забытых предков».
Дополнительную информацию про проект «Тіні забутих предків. Виставка» можно получить по ссылке.