Сегодня в десять утра по киевскому времени состоялось заседание суда, на котором Надежда Савченко произнесла своё последнее слово. Оно было приготовлено ею ещё на прошлое заседание, состоявшееся третьего марта, однако тогда ей не дали возможности его произнести. Протестуя против намеренного затягивания судебного процесса, Надежда объявила сухую голодовку, которой придерживается уже шестой день. В связи с этим у неё началась лихорадка, но, несмотря на это, украинка все-таки выступила на заседании. Она была в футболке с национальным трезубцем и говорила по-украински, а в конце заседания спела гимн Украины, который подхватили некоторые из присутствующих в зале. Сегодня же суд назвал дату вынесения приговора: 21 и 22 марта.
По словам адвоката Савченко Марка Фейгина, «Последнее слово Нади — это самое впечатляющее событие из всего, что я когда-либо видел. А видел я много». И мы с ним совершенно согласны.
Я не признаю ни вины, ни приговора российского суда. В случае обвинительного приговора апелляции не будет. Я хочу, чтобы весь демократический, цивилизованный мир понял, что Россия – это страна третьего мира с тоталитарным режимом и диктатором-самодуром, где плюют на права человека и международное право. Абсурдной является ситуация, когда те, кто похищает людей, подвергает их пыткам, а потом делает вид, что имеет право их судить. О каком справедливом суде здесь может идти речь?
В России нет суда и следствия – здесь есть пара кукольных марионеток Кремля, и я считаю абсолютно лишним тратить время своей жизни на то, чтобы принимать в нём участие. Поэтому апелляции не будет, а будет следующее: после приговора я продолжаю голодовку еще на десять дней, пока приговор вступит в силу. И это не зависит от перевода на украинский язык, потому что им они тоже умеют долго тянуть время.
Через десять дней я объявляю сухую голодовку, и тогда у России есть не более десяти дней, чтобы возвратить меня в Украину, откуда меня похитили. И меня не волнует, каким образом они будут это обосновывать.
Я слышала о довольно неплохих способностях Петра Алексеевича Порошенко к дипломатии. Я надеюсь, что их хватит на то, чтобы договориться в России с одним идиотом. Ведь он обещал моей маме, что я ещё на майские праздники 2015 года буду дома. И пока за меня будут торговаться, жизнь будет покидать меня.
Россия меня всё равно вернет домой – живой или мёртвой. И все эти десять дней под воротами СИЗО будет день и ночь стоять моя сестра и будет ждать, выпустят меня или вынесут. И если вы её посадите, на ее место придет и станет моя мать, ей семьдесят семь лет. Вы и её посадите? Тогда на её место придет и станет моя подруга, мой друг, а за ними – украинец за украинцем. А пока мои соотечественники будут стоять, простые честные россияне из ближайших домов начнут им приносить горячий чай, бутерброды и тёплые одеяла. Потому что каждый из них понимает, что завтра на моём месте может оказаться ребёнок любого из них – в этой тюрьме всех народов под названием Россия. А так начинается Майдан. А оно вам нужно? Вы же этого боитесь, как огня.
Кремлю лучше вернуть меня в Украину как можно скорее и живой. А всему миру, демократическим государствам лучше вовремя усвоить уроки истории и вспомнить, что в своё время Европа была с Гитлером, а Америка не была достаточно решительна, и это привело ко Второй мировой войне. Путин – это тиран с имперскими замашками и комплексами Наполеона и Гитлера вместе взятыми. А медведь человеческого языка не понимает – он понимает только язык силы. Если мы не будем достаточно решительными и не определим вовремя правильные приоритеты, то скоро будем иметь и Третью мировую войну.
Я – теперь уже как политик – не подам руки России на политической арене. Очень не с руки подавать руку тому, кто держал тебя в наручниках, а твой народ – в кандалах. Но, принимая каждое своё политическое решение, я всегда буду думать, как оно отразится на простом народе – как в Украине, так и в России, потому что в России, несмотря ни на что, тоже есть много честных, порядочных, добрых людей.