Art Basel – главная ярмарка современного искусства, которая впервые прошла в Базеле (маленький город в Швейцарии) в 70-е годы, где она продолжает проходить ежегодно, расширив свои владения до Майами и Гонконга. В Гонконге она проходит всего в 5-й раз, но собирает главные галереи и лучших коллекционеров современного искусства. А любители искусства умеют хорошо отдыхать, так что все ярмарки проходят в череде ужинов и вечеринок.
Чтобы можно было спокойно приобретать работы современного искусства, для коллекционеров и причастных к искусству, в Гонконге есть два дня «VIP-превью», куда без специальной именной карточки не попадешь. Первый день, 21 марта, самый «VIP», для самых важных коллекционеров. Понятное дело, что многие хотят получить такую карточку ради статуса, но изначально такое разделение шло для того, чтобы те, кто много и успешно покупают, могли бы первые оказаться на ярмарке и выбрать понравившиеся себе работы. Уже на второй день, 22 марта, могут прийти те, чьи коллекции тоже важны, но уже немного меньше. А с 23 марта любой желающий может купить билет и попасть на ярмарку. И все стараются попасть в первые дни превью, ведь, поверьте, смотреть и выбирать работы среди школьных групп на экскурсиях – не очень удобно.
Прилетают галеристы, коллекционеры и арт-дилеры за несколько дней. Во-первых, надо отойти от перелета и к открытию быть свежим и внимательным. Во-вторых, важные события начинаются за несколько дней!
Мы с коллегой Калистой прилетели в Гонконг рано утром 20 марта. И уже в 15:00 отправились на открытие другой ярмарки современного искусства Art Central. Хорошо помню свое прошлогоднее впечатление – ярмарка мне показалась необычайно интересной, поэтому даже в состоянии «джетлагга» нам захотелось сюда прийти. По дороге мы немного заблудились, зато познакомились с двумя девушками из Шанхая (они тоже заблудились). Одна оказалась журналистом, а вторая занимается винтажными лампами Tiffany. Продолжили искать белый тент с современным искусством вместе. Но лучше бы не искали, так как сонность и ужасная жара не дают воспринимать искусство. Заметил две работы японской художницы Йошитомо Нара и открыл для себя новое имя – Peter Stichbury. Этим ограничился и отправился в отель – потому что вечером ожидалось самое важное для нас событие – коктейль в честь открытия предаукционной выставки «Уорхол в Китае». Аукционный дом Phillips привез в Гонконг фотографии Энди Уорхола из его путешествия по Китаю. Тут и Гонконг, Шанхай, Великая Китайская стена, молодой Джеффри Дейч… Официанты разносят гаспаччо в маленьких баночках из-под кетчупа, бармены мешают коктейли с фиалками. Но самый интересный кейтеринг ожидается на десерт – клубника в виде банана, сладкие губы… Гости остаются явно довольны, так что аукцион фотографий Уорхола 28 мая должен явно пройти успешно.
В этот же вечер происходят открытия в главных международных галереях – White Cube, Gagosian, Simon Lee… Кажется, что открытия происходят сегодня в каждой галерее. White Cube находится в 10 минутах от Mandarin Oriental, где открылась выставка Уорхола, туда можно быстро сбегать, чтобы посмотреть работы американского художника Theaster Gates, поздороваться с необходимыми людьми, а потом добежать до Pedder Building – очень удобное здание, где на каждом этаже находится галерея современного искусства. Урс Фишер в Gagosian, Mel Bochner с его “Blah Blah Blah” в Simon Lee. И надо скорее возвращаться в отель, чтобы на Art Basel завтра снова быть свежим.
Art Basel в Базеле и Майами открывается в 11 утра, и, кончено же, все приходят минута в минуту, со швейцарской точностью. В Гонконге ярмарка открывается в 15:00, что дает некоторым возможность поспать подольше, но большинству назначить еще больше утренних встреч. Как и на неделях моды – все важные дела решаются на встречах между показами, так и тут – важные сделки или будущие проекты творятся до или после официальных мероприятий.
Несмотря на то, что VIP-карты на Art Basel достать практически нереально, людей на открытии ровно в 15:00 довольно много. Сюда приезжают люди со всего мира, ведь некоторые другие ярмарки можно пропустить, участвовать в аукционе можно по телефону или онлайн, но если ты хочешь самую интересную работу с ярмарки – тебе обязательно надо присутствовать и добежать до стенда первым. Зарезервировать за собой или даже сразу оплатить работу. Конечно, можно отправить вместо себя человека, который вам советует, что приобретать, но самому рассмотреть произведение все-таки интереснее.
В этом году на Art Basel в Гонконге участвует 242 галереи из 34 стран. Все это занимает два больших этажа, несколько кафе (где-то же нужно успеть перекусить), а также lounge для коллекционеров, куда в любой день работы ярмарки без заветной карточки не пройти. И на этих этажах все сильно перемешано. Сначала ты можешь любоваться на работу Лучо Фонтана, абстракциониста XX века, а потом на работы молодого фотографа Райана МакГинли. Райан – один из главных современных любимчиков, в возрасте 25 лет у него была первая персональная выставка в Whitney Museum. Прямо напротив Team Inc Gallery, где представлены его работы, находится стенд галереи из Берлина Buchholz с фотографиями Вольфганга Тильманса (у него сейчас проходит выставка в Tate Modern, а в мае откроется выставка в Fondation Beyeler). В Gagosian гигантская работа Такаши Мураками, здесь же инсталляция Александра Колдера за 30 миллионов долларов, Hauser & Wirth привлекают внимание тоже огромной и безумно красивой работой Марка Брэдфорда, а в уголке у них прячется розовая скульптура маленькой девочки и олененка провокатора Пола Маккарти. Риркрит Тиравания, Дан Во, Роберт Мэпплторп, Тони Крэгг, Роберт Лонго… – невозможно перечислить всех художников, которые представлены на ярмарке. Как и увидеть и запомнить всех, но все присутствующие, конечно же, к этому стремятся. Но впереди ждет насыщенный вечер – A magazine Curated By совместно с Gucci делает выставку, посвященную новому номеру. С фотографиями Петры Коллинз и ей самой. Курировал все это действо Дэн Тоули, главный редактор журнала. В ярком костюме от Gucci он встречает гостей, умудряясь поздороваться со всеми приглашенными и никого не обделив вниманием. Петра практически не двигается с места, так как к ней каждую секунду подходят сфотографироваться или поздороваться. В свои 24 года она уже звезда международного масштаба с перфомансом в Нью-Йоркском MoMa и работами для Gucci и в Gucci. Здесь же зам главного редактора Blake Abbie поражает всех своим ярко-голубым костюмом и шикарными волосами. Когда выставка осмотрена, то все перемещаются по ужинам – званным или же просто с друзьями, чтобы немного передохнуть от дел. Впереди ждет вечеринка Le Baron парижского клуба, который довольно часто устраивает pop-up клубы на ярмарках или биеннале. Как и в Париже, места здесь практически нет… И если в начале вечера спокойно можно взять коктейль в баре или пройтись по клубу и пообщаться, то буквально через полчаса клуб набивается галеристами, директорами фондов и журналистами. Сюда же после ужина возвращается вся команда Gucci, Петра Коллинз и Дэн Тоули, полным составом приходит галерея Buchholz. Через какое-то время внутрь клуба уже не пускают, а очередь становится все больше и больше… Главная опция – вечеринка лондонской галереи Sadie Coles, куда и отправляются все, кто больше не хочет стоять в очереди.
Уехать в Гонконге на такси – большая проблема, местные таксисты ездят очень и очень неаккуратно. А внутри такси создается впечатление, что водитель тебя явно не любит. Даже ненавидит. Но к 5 утра Salon 10, где проходила вечеринка пустеет.
Много кофе и в 9 утра на следующий день в Upper House все интересующиеся собираются на презентацию выставки Такаши Мураками, которая откроется в конце сентября в Москве в музее «Гараж». Такаши и куратор Катя Иноземцева рассказывают о том, что будет на выставке, как изменится музей не только внутри, но и снаружи, показывают маленькую модель музея с выставкой внутри. А после все дружно направляются на селфи с Такаши Мураками. С таким художником всем хочется сделать селфи. Потом все снова отправляются на ярмарку, последний день превью перед публичными днями. Надо успеть все осмотреть и выбрать до наплыва публики. А в Гонконге на дни по билетам собирается очень много людей! Здесь все любят искусство.
Вечером все собираются на вечеринку BMW, арт-директором которой выступил Тольга. Главный организатор самых веселых вечеринок на всех ярмарках и биеннале. Раньше он сотрудничал вместе с Le Baron, а теперь сам устраивает Pop-Up Fair Clubs. К нему обожают ходить и коллекционеры, и журналисты, и просто модники. Веселиться любят все. Встречаю Тольгу по дороге, правда, он идет немного в другую сторону. В Гонконге легко заблудиться, вот он и не знает, где найти свою собственную вечеринку. Да и все мысли его заняты вечеринкой, которая состоится в пятницу 24 марта.
После пары бокалов с владельцем галереи Dittrich & Schlechtriem, чей художник Джуллиан Шаррьер представлен и на Art Basel, и на Антарктической Биеннале, и на Венецианской Биеннале, перемещаемся на вечеринку в Cassio, новое место в Гонконге, где проводят вечеринки музей LACMA, а сегодня здесь что-то празднует со своими друзьями Наоми Кэмпбелл. Параллельно с Cassio веселятся в клубе Ping-Pong на вечеринке 24-летней коллекционерши Кики. Здесь и директор MoMA PS1 Клаус Бизенбах, и директор лондонской Delfina Foundation Аарон Сезар. Хотя все происходящее больше похоже на молодежный рейв.
На следующие дни продолжают происходить вечеринки и ужины, но люди уже начинают разъезжаться. Немного матча латте в аэропорту, долгий перелет… И можно начинать готовиться к следующим важным арт-мероприятиям. В этом году их будет очень и очень много.