Монополия
С момента своего появления в 1934 году, эта настольная игра держится в топе самых востребованных. Оказалось, что желание ощутить себя процветающим инвестором, хотя бы за игральным столом, свойственно не только американцам времен великой депрессии, но также прочим жителям планеты, независимо от состояния экономики. Впрочем, замечено, что спрос на нее растет именно в кризисные времена. Суть игры состоит в том, чтобы, используя стартовый капитал, завладеть как можно большим количеством имущества, в идеале стать монополистом в одной или нескольких сферах экономики. Чем больше имущества у игрока, тем большую прибыль он получает с других участников. В результате одни становятся сверхбогатыми, другие – медленно, но верно разоряются. Несмотря на относительно несложные правила, данная игра – неплохой способ прочувствовать некоторые принципы работы экономики, хоть и в упрощенном виде. Среди всех изданий лучшей на сегодняшний день является Monopoly World Edition. Называется она так оттого, что дает возможность приобретать недвижимость в разных странах мира. Бумажные деньги в ней заменены более продвинутым носителем – пластиковыми картами.
Клюэдо
Настольные игры с детективной фабулой всегда пользовались популярностью у любителей интеллектуального досуга. И «Клюэдо» здесь первая, причем в двух смыслах: первая в истории и первая по популярности. Сколько ни пытались ее переплюнуть, она все равно осталась лучшей, обретя статус чуть ли не культовой. Разумеется, с момента создания в 1948 году она претерпела ряд косметических улучшений, но суть осталась той же. В целом, она обыгрывает классический детективный сюжет, когда убийство происходит в ограниченном пространстве, и в круг подозреваемых попадают все, кто оказался в этом пространстве на момент трагедии. В большом доме во время вечеринки, под шумок всеобщего веселья, убивают хозяина. Цель игры – определить гостя, совершившего кровавое преступление, понять, в какой из комнат все произошло, и найти орудие убийства. Таким образом, игра дает возможность попасть внутрь детектива, который всякий раз имеет разную развязку.
Скрэббл
Эта весьма популярная в США игра успела «сняться» в десятке фильмов и даже засветилась в «Симпсонах», что о многом говорит. Больше всего она напоминает кроссворд, только формирующийся игроками по ходу состязания. Участникам, которых может быть от 2 до 4, раздают по 7 случайных букв. Используя эти буквы, игроки выкладывают слова на игровом поле, состоящем из 225 квадратов. По мере расходования букв игрок добирает их из общего банка. Как и в случае с кроссвордом успех напрямую зависит от величины словарного запаса. Каждая размещенная на поле буква приносит игроку определенное количество очков (чем буква реже встречается в словах, тем она ценнее). Кроме того, квадраты поля тоже неравноценны, что придает игре динамичности – игроки стремятся заполнить наиболее ценные поля, тем самым удвоив или даже утроив количество своих очков.
Диксит
Появившись в 2008 году, эта игра завоевала 15 премий по всему миру и сердца миллионов любителей настольных состязаний. Она необычна тем, что требует не только интеллектуальных усилий, но и хорошо развитого воображения. С другой стороны, психоделический антураж игры сам по себе раскрепощает фантазию и располагает к творчеству. Каждому игроку раздается по шесть карт, оформленных французской художницей Марией Кардо в сюрреалистическом духе. В каждом раунде один из участников объявляется рассказчиком. Он берет одну из своих карт и озвучивает свою ассоциацию с ней. Соль игры в том, что эта ассоциация должна быть и не слишком туманной, и не совсем уж очевидной: рассказчик не получит ни одного очка, если его карту отгадают все или никто.
Концепт
Это – лучшая игра из совсем новых. В 2014 году она завоевала главный приз на Каннском международном фестивале игр (оказывается, есть и такой). Игровое поле представляет собой множество мелких картинок, каждая из которых символизирует определенное понятие. Например, изображение зайца может символизировать быстроту, вертикальный прямоугольник указывать на высокий рост и т.д. Задача участников – при помощи набора имеющихся на поле картинок объяснить другим участникам загаданное слово или словосочетание. Эти слова и словосочетания приведены на специальных картах и разделены на три уровня сложности. И если, скажем, слово «еж» зашифровать легко, отметив картинку с животным и изображение с иголкой, то справиться с поговоркой «комар носа не подточит» будет совсем не просто.
Текст: Дмитрий Максютенко
Фото: Сергей Васильев
Иллюстрации: Ксения Михайлова, Дарья Кривохижа