Джим Джармуш и Игги Поп – старые друзья: рок-легенда дважды появлялась в фильмах американского режиссера; сначала он снялся в «Мертвеце», примерив женское платье, а потом и в ленте «Кофе и сигареты», в совместной сцене с Томом Уэйтсом. Джармуш, очевидно, давний поклонник The Stooges: именно это и дало ему право не только рассказать их историю в Gimme Danger, но и провозгласить их величайшей рок-н-ролльной группой всех времен. Собственно, этим и начинается фильм: седовласый Джармуш обозначает время и место съемки, и камера переключается на Попа, сидящего в плетеном кресле.
Игги Поп ведет повествование с подкупающей долей юмора, забавно описывая и свое детство, и «коммуну», в которой они с участниками The Stooges жили, и не забыв даже иронично пройтись по Бобу Дилану и его многословным текстам. Весь фильм – это совершенно линейная история, которая начинается детством Попа, продолжается становлением группы и завершается включением The Stooges в Зал и музей славы рок-н-ролла. Кстати, спустя месяц после того, как Gimme Danger представили на Каннском фестивале, группа распалась в очередной раз: наверное, на сей раз – в последний.
История не просто линейная, но и крайне спокойная и медитативная; казалось бы, как можно рассказать о группе, которая, цитируя самого Игги, «…помогла похоронить 60-е», так неспешно? Но привычная дремотная манера Джармуша просочилась и в Gimme Danger: он не фокусируется и не подчеркивает даже самые драматичные моменты истории The Stooges. Хотя таких, конечно, было порядочно: Поп вспоминает и о проблемах с наркотиками и алкоголем, и об отсутствии крыши над головой. А не вспоминает музыкант и того больше: фильм совсем не повествует об отношениях с девушками или семьями или о самых странных выходках The Stooges; создается впечатление, что Джармуш сознательно игнорирует все, чем участники группы занимались вне ее. И, несмотря на громкое название Gimme Danger, с опасностью в ленте зритель особенно не сталкивается. С другой стороны, вероятно, режиссер специально выбрал именно это наименование, пытаясь добиться ассоциации с другой документалкой – с Gimme Shelter братьев Мэйслз, культовым фильмом, рассказывающим историю The Rolling Stones.
Медлительность и вкрадчивость фильма завораживает; единственными яркими вспышками остаются архивные записи с концертов, где Игги Поп поддается своей любимой вертикальной эпилепсии, бросается в толпу, прыгает в руки поклонникам и перекатывается на сцене. Безумие и прелесть его танцев оттеняет абсолютная невозмутимость остальных участников группы, которые покорно продолжали играть проигрыш, пока солист не выберется из плотной толпы и не вернется к микрофону. Джармуш разбавляет монолог Игги и архивные записи созвучными сценами из старого кино, коллажами и мультипликацией, ловко вворачивая их в канву повествования, – и в этом, пожалуй, заключается одно из наиболее грандиозных достоинств фильма. По сути, режиссер иллюстрирует рассказ своего героя визуальными приемами, настолько же остроумными, как и этот самый рассказ. И, наконец, отдельная сила Gimme Danger заключается в том, что фильм одинаково интересен сразу нескольким показательно разным аудиториям: и тем, кто ностальгирует по эпохе рок-н-ролла, и тем, кто любит The Stooges, и тем, кому созвучно специфическое джармушевское видение мира. В общем, смотреть нужно.
Купить билеты и выбрать кинотеатр можно на сайте Киевского фестиваля короткометражных фильмов.