Лето 1962 года. Бывший боксер, а ныне менеджер, Элис Аск организовывает в Хельсинки чемпионат мира по боксу в полулегком весе. Бой состоится между непобедимым американцем Дейвом Муром и чуть менее непобедимым финном Олли Мяки. Элис обещает «незабываемое зрелище». Спонсоры и партнеры подписывают документы и перечисляют крупные суммы. Пресса оттачивает карандаши и вопросы. Киношники протягивают руку обнаженному Олли прямо в душевой: «Приятно познакомиться, мы будем вас снимать!». Напряжение и ставки растут. Время неумолимо улетучивается, а вот лишние килограммы боксера упрямо держатся за свое. Что еще добавит напряженного азарта кинозрителю? Жена и пятеро детей Элиса, которым его авантюры не приносят денег на обед. И влюбленность Олли, бессовестно свалившаяся еще большей нагрузкой на сердце финской надежды.
В первом абзаце достаточно ингредиентов для кассовой голливудской драмы. Но режиссер Юхо Куосманен и его команда задумали совсем другое кино. В основу положена настоящая история известного финского боксера. Олли Мяки выходил на ринг до 1973 года. 28 побед, 8 ничьих и 14 поражений. На пенсии работал тренером и менеджером. Куосманен принял решение снимать кино о самом большом проигрыше Олли. Главным образом потому, что на вопрос «какие воспоминания у вас остались о том поединке?» Олли отвечает: «Это был самый счастливый день».
Удивительным образом, приехавший из глубинки в столицу спортсмен не испытывал иллюзий по поводу своей славы. Олли знал, что и табуретка, на которую его ставят во время фотосессий, рано или поздно упадет. А еще знал, что у боя только два возможных финала, и не обнадеживал прессу громкими заявлениями.
Кажется, спортсмен просто сбавил звук орущего общественного мнения, пробежал очередной десяток километров, а потом отправился выбирать свадебные кольца с любимой девушкой Раей. Фильм снят на пленку, в черно-белых тонах, чтобы точнее передать описываемую эпоху. Фильм снят в настроении самих Олли и Раи. С улыбкой, доброй иронией, с несвойственной большому спорту легкостью. Бокс тут вторичен, он выступает фоном для нежной романтической истории и размышлений о значении успеха и счастья.
Тот самый бой проходил во времена, когда унижение было одной из любимых финских забав. До 80-х годов в парках развлечений Хельсинки был популярен аттракцион «Русалки», где публика швыряла мячи в деревянные перекрытия, чтобы сбросить моделей в блестящих купальниках с неуверенных подмостков в холодный бассейн. Конечно, сейчас сцены с «русалками» вызывают возмущенные вопросы зрителей. Мораль в вопросах прав человека и толерантности шагнула далеко вперед. А вот за кулисы большого спорта, как и прежде, заглядывать не принято.
Элис предложил надежде Финляндии и его спутнице жить в его квартире и спать на двухъярусной кровати его детей. Олли фотографируют с исключительными красотками, избегая присутствия в кадре Раи и ее непослушных, неуложенных волос. Будь это история о спорте, она закончилась бы пышной вечеринкой, где оба спортсмена, не только Олли, но и победивший его Дейв, предоставлены самим себе. Но фильм – о любви.
Когда команда «Самого счастливого дня» пришла к своим героям, чтобы рассказать о задумке фильма, Олли и Рая очень удивились: «Мы самые обычные люди. Не думаем, что кому-то будет интересен фильм о нас». Но фильм об обычных Олли и Рае заслужил главный приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и был выдвинут на «Оскар»-2017 как «Лучший зарубежный фильм». Кинокритики уже говорят о переосмыслении и перерождении жанра boxing movie.
Картина заканчивается на набережной в Хельсинки, где навстречу играющим их актерам идут настоящие, влюбленные и счастливые Олли и Рая. Говорят, фильм им понравился.
Текст: Катя Воропай