Путь художника: философия творчества Дриса ван Нотена в выставке Inspirations

Мистецтво
10.06.2015
ТЕКСТ: Мария Алесина
ПОДЕЛИТЬСЯ
ПОДЕЛИТЬСЯ

Дриса ван Нотена называют создателем мечты. Как и все представители Антверпенской шестерки, он – вдумчивый экспериментатор и разрушитель шаблонов, но в первую очередь – мастер эклектики, способный видеть одновременное сосуществование множества миров и умеющий воплощать их в неожиданных сочетаниях фактур, форм и оттенков. Калейдоскоп его воображения представлен в масштабной выставке Inspirations, которая рассказывает об источниках вдохновения дизайнера. В феврале экспозиция была перевезена из Парижа в антверпенский Музей Моды, расположенный в здании департамента моды Королевской Академии изящных искусств, неподалеку от флагманского магазина Dries van Noten.

Посвященная внутреннему миру одного из самых поэтичных современных дизайнеров, выставка сама по себе является впечатляющим произведением искусства. Она похожа на экскурс по разнообразию Вселенной: из черноты залов выплывают полноценные микрокосмосы, созданные фантазией художника: каждый со своими смыслами, ритмом и оттенками. Экспозиция начинается словами ван Нотена: «Исходная точка коллекции может быть как конкретной, так и очень абстрактной: картина, оттенок, мысль, жест, запах, цветок, что угодно. Что действительно важно для меня – это путешествие от первой вспышки вдохновения к конечному пункту: вещи или коллекции». Именно этот путь и показан в каждой тематической постановке – а их около двадцати. В каждую инсталляцию вошли предоставленные музеями и частными коллекционерами ценные объекты искусства и моды, образцов из коллекций Дриса ван Нотена разных лет и множество видео-проектов.

Катализаторы вдохновения Дриса ван Нотена так же разнообразны, как и его коллекции: костюмы Christian Dior и Balenciaga, картины Пикассо и Леонардо да Винчи, коллекция украшений Айрис Апфель, башмаки ХIХ века, цветок фуксии, движение тела во время танца, фламандская живопись, индийские шелка — все эти разношерстные фрагменты жизни органично связаны между собой в его картине мира. Выставка очень инклюзивная, она будто приглашает на равных с дизайнером разделить восторг по поводу вдохновляющих его вещей. В написанных на стенах высказываниях он старается объяснить свои ассоциации и ощущения, открывая двери в пространство своего смелого воображения.

Панк

«Раздразнивание эмоций и предубеждений. Восстание и подрывание кодов социального поведения как вспышки творческой изобретательности. Вызов установленным традициям разрывает старые стереотипы формы, цвета и поведения, и рождает новые традиции».

Гранж

«Многослойные и непринужденные силуэты. Скромный хлопок и мятый шелк. Мужественность и женственность в неожиданных и контрастирующих сочетаниях».

Джимми Хендрикс

«Нео-ориентализм с лоском Ренессанса, столетние музейные гравюры, велюр, дорогое тканое полотно. Великолепие изнанки ткани, поднесенной к свету. Джимми Хендрикс. Бронзино».

Золото

«Золото – самый универсальный из архетипов. Находясь на границе между элегантностью и китчем, золото становится катализатором творческого преобразования сырого материала в восхитительное произведение искусства».

Униформа

«Униформа как архетип мужской одежды в совершенстве каждой ее детали – неисчерпаемый источник вдохновения. Сам концепт униформы провоцирует полет фантазии и исследование диалектики индивидуального и коллективного. Офицерская форма отсылает к общепризнанной мужественности, школьная одежда сигнализирует о порядке, авторитете и причастности к группе. Ярко-красный привлекает внимание, излучая власть и харизму».

Фильм Джейн Кэмпион «Пианино»

«Аскетизм женской одежды Викторианской эпохи уступает дорогу откровенной романтичности, которая расширяет границы привычного понимания красоты. Туманная атмосфера Северного моря размывает силуэты. Морское побережье во время шторма обретает особенную сюрреалистичную красоту, одновременно ужасающую и чудесную».

Поцелуй

«Элегантная андрогинность. Столкновение и слияние полов рождает красоту — возвышенную, загадочную и чувственную. Смокинг с присущим ему духом унисекс находится на грани между целомудренностью и страстью».

Графика

«Сдержанная черно-белая палитра, несколько вспышек чистого цвета и геометрическая строгость встречаются с парижской ноншалантностью 60-х и чувственностью песен Сержа Гинсбура».

Фламандская живопись

«Величественная сдержанность. Шепот язычества в благородном обрамлении. Роскошные текстуры: бархат, жаккард, благородный атлас дополнены кожаными вставками для современности образа. Вышивка и инкрустация в гамме, заимствованной из богатой цветовой палитры Ван Ейка. Сложные и закрытые силуэты, одновременно томные и аскетичные».

Ориентализм

«Япония, Китай, Индонезия и Юго-восточная Азия пересекаются, чтобы создать ландшафт размытых восточных контуров. Далекая земля ностальгии и мечтаний, где геометрия традиционных костюмов вплетется в калейдоскоп узоров, интимных как личное воспоминание».

Sport Couture

«Природа и технологии, безвкусица и утонченность. Деликатность цветка в сочетании с энергией тела в движении. Вышивка на платье Christian Dior и танцы среди гвоздик в балете Пины Бауш Nelken. Элегантность, рожденная в игре контрастов».

Черные розы

«Грань между ready-to-wear и haute couture, интенсивные оттенки, сочные вкрапления, фуксия Эльзы Скиапарелли. Шелковые блузы и тяжелый бархат. Графические цветочные мотивы с вышивкой из стеклянных бусин».

Нуреев

«Тело прекрасно. Мускулатура и движения. Сексуальное пробуждение, томление молодости. Свободный вырез, упрощенный до минимума покрой, надетые на голое тело объемные шелковые одеяния во всем богатстве оттенков. Великолепие незавершенного».

Сон в летнюю ночь

«Тайный сад, флора, фауна. Магия: нимфы, эльфы и цветочные феи. Мягкий мох, сплетенные пруты и листья. Борцы за экологию и современные хиппи, требующие альтернативных жизненных ценностей. Деревенская красота, момент размышления, вновь обретенный рай».

В марте к выставке был добавлен мудборд последней коллекции Dries van Noten:

«Украшательство, отсылки к культурным кодам. Настоящие иконы стиля предыдущих поколений: Анна Пьяджи, Изабелла Блоу и Айрис Апфель. Любовь к отдельным предметам гардероба и игнорирование правил комбинирования. Коллажи Джимми Нельсона из серии «Прежде, чем они исчезнут». Головные уборы Стивена Джеймса».

Заключительную цитату ван Нотена, этого истинного художника от моды, можно считать квинтэссенцией его творческого подхода: «Самое главное для меня – дать людям почувствовать, насколько красивой может быть мода. Это гораздо больше, чем просто хорошо скроенная и дорогая одежда. Мода так богата и удивительна, ведь мы можем черпать вдохновение из стольких разных источников – точно как колибри питается от множества цветков». Пестрота и щедрость жизни изображены Дрисом ван Нотеном с таким восхищением и любовью, что выглядят убедительными даже для ярых приверженцев минимализма. Мысль, которая возникает впоследствии, – обыденности не существует, все вокруг вибрирует идеями и ощущениями, и только от нас зависит, сколько из них мы заметим и впустим в свою жизнь.

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).