Команда 20ft Radio — это шесть человек: Дима Исаенко, Сергей Тарановский, Миша Бондарев, Игорь Криворучко, Кирилл Нечипорук и Виталий Немченко (последний во время нашего интервью, увы, отсутствовал). Недавно радиостанция вошла в шорт-лист международной интернет-премии Webby Awards: вы можете голосовать за ребят до 20 апреля. Кроме украинской команды туда попали такие проекты как Vevo, Eye of the Stormers, Pandora и Residente.
Независимая радиостанция 20ft Radio была создана в середине декабря 2016 года. Находится станция в грузовом контейнере на территории «Украинской лентоткацкой фабрики», откуда идет вещание 24 часа в сутки: в эфире играет современная электронная музыка, лайвы от диджеев и различные шоу. 20ft Radio – организация некоммерческая и постоянно нуждается в любой помощи от своих слушателей и зрителей.
Мы поговорили с ребятами об украинской музыке, факапах в эфире и о том, как создать собственное радио с нуля.
Дима Исаенко, сооснователь
Идея появилась у меня, потом подключился Сережа. В целом она развивалась параллельно. Мы договорились и собрали команду. Каждый из нас принес, что у кого было из техники, остальное пришлось покупать отдельно.
Я – музыкант. Тут ты играешь, тут ты транслируешь – одно от другого далеко не ушло. Надо было только добавить компьютер с интернетом, и все.
Миша занимается составлением календарей и общением с артистами, Игорь настраивает звук, Виталик отвечает за социальные сети и весь англоязычный контент, Сережа рисует афиши, занимается дизайном и оформлением постеров, а я – просто главный (смеется).
Я очень добрый.
Когда техно-диджеи приходили на свои первые сеты и отыгрывали техно, то во второй и третий раз они уже ставили dub, metal или что-то другое. Это означает, что у нас они попробовали себя в новом амплуа, и лед тронулся.
У меня нет плеера, я не слушаю музыку. Только свою или наше радио. Достаточно.
Мне не нравится то, что сейчас в киевских клубах звучит слишком много техно. Хотелось бы разбавить его другими направлениями, которых просто миллион.
Сергей Тарановский, сооснователь
Мы с Димой были мало знакомы, но у нас была одна и та же идея на двоих. Мы встретились, и я сказал ему: «Чувак, надо открывать радио». На что он мне: «Я уже сделал стол и тоже хочу радио». Все воплотилось очень быстро.
Первой проблемой, с которой мы столкнулись, было то, что никто и никогда не делал этого раньше.
Лично я вдохновлялся нидерландской станцией Red Light Radio. Она находится на улице красных фонарей в здании бывшего борделя и прямые трансляции ведутся с витрины – это то, что нужно. Тогда вспомнил про Димин крутой бренд Pilsok Backpacks (рюкзаки и сумки, производством которых занимается Дима Исаенко, – прим. ред.), а дальше вы уже сами знаете: все собрались и понеслось.
Радио существует для того, чтобы прокачивать музыкальную культуру. В вопросе наполнения эфира мы руководствуемся только контентом, который предлагают ребята. Человеку дается час, и потом всё зависит только от него.
Сейчас диджеев, как выяснилось, очень много, но не все из них нам нравятся. Есть классные ребята, о которых мы даже не знали, например, Настя Муравьёва. Она выступала у нас уже трижды и каждый раз играла совершенно разную музыку.
Радио – это не танцпол, и все это прекрасно понимают. Например, Natasha Abelle (куратор московского клуба Arma 17 – прим. ред.) играет на танцполах музыку, которая, честно говоря, мне не нравится. Но в эфире сыграла обалденный сет экспериментальной электроники.
У каждого из нас своя задача. Моя заключается в том, что в один прекрасный момент я понял, что крутой музыки очень много, и одного тебя не хватит, чтобы ее прослушать. Значит, надо подключать кого-то еще.
Если на данный момент прекратить производство музыки и не делать ничего нового, все равно можно всю жизнь натыкаться на какие-то неизданные записи, что пылились в магазинах, а потом их просто выставили на улицу и они попали в нужные руки. Я настроен искать селекторов, которые копают и находят постоянно что-то новое.
Мы никогда не прогибались под мейнстрим, и сейчас ориентируются уже на нас. Будем продолжать в таком же духе.
К нам приходили ребята из Giegling (немецкий музыкальный лейбл – прим. ред.), которые считаются очень крутыми в музыкальном мире, и должны были отыграть сет. Но они почему-то решили прийти на день позже, а эфирная сетка была уже забита. Естественно, мы просто не смогли им предоставить площадку.
Недавно дебютировала Vera Logdanidi с шоу «Каштан» (Kashtan) об украинской электронной сцене. Это отличная передача, которую хочется отметить отдельно.
У каждого резидента на 20ft Radio есть свое шоу. Acid Jam – про психоделику 60-х, 20ft Hip hop – передача Димы Исаенко. Он редко читает лайвы, но это всегда суперкруто. Еще есть Alienation, которое делает Виталик, а я занимаюсь Music for Murder – о музыке noir и dark jazz. Эти шоу не очень много слушают, потому что людям в Украине нужны имена. Как мы заметили, основные слушатели – иностранцы и Кирилл (смеется).
Мы ориентируемся на людей, которые могут нам что-то предложить, понимают, что мы делаем, и хотят нас поддержать.
Игорь Криворучко, звукорежиссер
Ні в кого не було досвіду реалізації таких ідей, як створити власне радіо. Всьому доводилось вчитись самим і по ходу. Можна сказати, навіть у прямому ефірі. Але ми робимо, що можемо.
Якщо хтось за моєї відсутності нормально не перевірить звук, я точно когось вб′ю.
Мене останнім часом дуже приємно здивував фестиваль Next Sound. А взагалі, не люблю і не відвідую клуби та танцполи.
Мені подобається психоделіка 60-х, синтезаторна та експериментальна музика.
Кирилл Нечипорук, создание веб-проектов
Коли чуваки прийшли і запропонували створити радіо, мені відразу згадався фільм Спайка Лі. Там була радіостанція за склом, де Семюел Лі Джексон чекав на кур’єра з піцою, а потім сидів і їв. І так зібрав собі радіо на районі, десь у Брукліні (посміхається).
Усі жанри в музиці змішуються. Якщо ми кажемо «техно» або «нью-вейв» – це більше для того, щоб охарактеризувати настрій музики, а не сам стиль, тому що там може бути намішано дуже багато. Особисто я слухаю будь-яку музику.
Конкуренція? Ну хтось там перерізає нам кабель постійно. Ми ж не комерційний проект, щоб якось конкурувати з кимось.
Один чувак прийшов грати, і ми сказали йому, що ефір затримується на 15 хвилин. Він образився і пішов геть. Тоді викрутилися так, що кожен з нас ставив по одному треку. Стали й навалили.
У сучасній молоді мені не подобається те, що всі вживають дуже багато наркотиків.
Миша Бондарев, составление программ
Игорь (звукорежиссер радио – прим. ред.) – как Гаечка в «Чип и Дейл».
Благодаря формату, который мы предлагаем, у диджеев расширяется сознание. Это, собственно, и есть то, чего мы пытаемся добиться: выйти из уже установленных рамок, тегов и жанров. Нужно предлагать послежанры и послемузыку.
У нас в эфире звучат соловьи, киты, полевые записи – все что угодно. Моя задача как человека, который приглашает на радио музыкантов и составляет программную сетку, – вывести из зоны комфорта самого диджея и слушателя. Уйти в поле новых открытий и показать, что мир разнообразен, непостоянен и интересен.
Я слушаю звуки улицы, кондиционера в моем доме и шум холодильника. Ненавижу музыку.
Меня очень удивил микс Ханса-Петера Линдстрема в 2010 году. Я был поражен тем, как диджей может работать с формой, и сейчас от некоторых диджеев, которые работают в Киеве, пытаюсь добиться того же. Нужно думать шире не только при выборе музыки, а и при работе с простым диджейским сетом. С ним можно творить невероятные вещи. Это классная форма искусства, очень недооцененная у нас.
Я влюблен, катаюсь на велосипеде, слежу за метаморфозами, которые происходят в природе вокруг меня, и за тем, как все указывает на неизбежность смерти всего сущего.
Можем похвастаться передачей UNAUSSPRECHLICHEN KULTEN Антона Шмарговича. Он ставит невероятные редкости и жанры, которые не котируются в массовой культуре, но тем не менее, прослушав его работы, можно открыть для себя что-то новое.
Electric Sandwich – ток-шоу Димы Пруткина и Димы Николаенко. Они рассказывают про очень редкую и разную музыку. Сразу видно, что ребята знают, с чем имеют дело. У Димы Николаенко (основатель музыкального лейбла Muscut – прим. ред.) потрясающий и убаюкивающий тембр голоса. Он – идеальный диджей для радио.
Современное общество мертво и спит, мне кажется. Оно избегает действительности с помощью разных форм: наркотики, интернет, беспорядочные половые связи. Забивают себе голову всякой фигней. Мы тоже в какой-то мере бежим от окружающего мира с помощью искусства, но это приятный побег.
Мне очень нравится то, что делает Оля Бекенштейн на вечеринках Closer Jazz. И звук, и контент – за этим будущее киевской сцены.
Текст: Настя Калита
Фотограф: Алексей Гоц