Музыка сквозь века: вариации на тему Диабелли объединили украинских композиторов и ветеранов Наполеоновских войн

Мистецтво
04.11.2015
ТЕКСТ: admin
ПОДЕЛИТЬСЯ

В Национальной филармонии состоялась презентация проекта «Diabelli#Today» скрипачки Мирославы Которович и струнного ансамбля «АРТЕХАТТА», продемонстрировавший, что двести лет назад, после Наполеоновских войн, австрийская нация переживала и чувствовала практически то же, что и украинцы сегодня. События последних двух лет серьезно изменили отношение украинцев к истории, оживив ушедшее и приблизив далекое. История о том, как в 1819 году

ПОДЕЛИТЬСЯ

diabelli4

В Национальной филармонии состоялась презентация проекта «Diabelli#Today» скрипачки Мирославы Которович и струнного ансамбля «АРТЕХАТТА», продемонстрировавший, что двести лет назад, после Наполеоновских войн, австрийская нация переживала и чувствовала практически то же, что и украинцы сегодня.

События последних двух лет серьезно изменили отношение украинцев к истории, оживив ушедшее и приблизив далекое. История о том, как в 1819 году довольно посредственный австрийский композитор Антон Диабелли разослал свой вальс более талантливым современникам, а потом издал придуманные ими вариации, увековечив свое имя, прежде воспринималась как удачный пиар-ход. А факт, что лучшие музыкальные умы той эпохи сплотились вокруг идеи помочь австрийским женщинам и детям, оставшимся вдовами и сиротами после Наполеоновских войн хоть и был всем известен, но  казался второстепенным.

diabelli9

То, что события двухсотлетней давности резонируют с современностью, внезапно почувствовала Мирослава Которович, перечитав эту историю на ночь и проснувшись утром с практически готовой идеей нового проекта. Двести лет тому назад музыку на тему Диабелли сочинили около пятидесяти композиторов, среди которых такие признанные гении как Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Карл Черни и его семилетний ученик Ференц Лист. Несколько месяцев назад Мирослава точно так же обратилась к украинским авторам, среди которых откликнулись четверо – Виктория Полевая, Иван Тараненко, Игорь Саенко и Золтан Алмаши. И ансамбль «АРТЕХАТТА», очень бережно относящийся ко всему, к чему он прикасается, «сшил» произведения авторов разных стран и эпох в одно гармоничное целое.

Для Австрии вариации на тему Диабелли значили куда больше, чем один параграф в учебнике по истории музыки. Идея Мирославы заключается в том, чтобы эта тема точно так же объединила украинцев, поэтому после киевлян свои вариации будут сочинять композиторы из Львова и других регионов.

diabelli7

Идея оказалась актуальной в нескольких отношениях: украинские премьеры заставили звучать произведения своих именитых соседей по программе современно, превратив их из музейных экспонатов в правдивые истории людей, переживших войну. «У каждой вариации – свое лицо, говорящего правду», — считает скрипачка. «У матери, потерявшей сына, она своя, у правителя – своя, у людей, переживших или не переживших войну – совсем другая. Эту историю мы, пожалуй, и пытаемся передать».

Самая трагичная из украинских пьес получилась у Золтана Алмаши – элегия «Рефарефа», посвященная погибшим в АТО бойцам. Название «рефарефа» означает две ноты, которые все время повторяются, создавая особое напряжение и трепет. Мелодия благодаря этому пульсирующему фону пропитывается интимной нежностью и теплотой, отсылая скорее к Бетховену, чем к Диабелли. «Золтан, у нас с тобой получилось одинаково: Диабелли словно нужен был для того, чтобы лично представить нас Бетховену», — шепнула композитору в антракте Виктория Полевая. В ее «Вариации на вариацию» – тот же трепет, только от личной встречи с любимым классиком. «Меня просто подхватил поток энергии его вариаций, — говорит Виктория. — Получилась стилизация в духе Гофмана: гротескная, трагическая, но все же любовная, игра».

diabelli5

Двое других украинских авторов обратились к Диабелли напрямую. Игорь Саенко в пьесе «Diabelli takes 7» сменил вальсовый размер на 7/4, сделав ритм причудливым и неуловимым, а Иван Тараненко вообще написал джазовую вариацию, в которой вальс в какой-то момент превратился в украинскую коломыйку. В соседстве со строгим и мудрым Бетховеном она прозвучала особенно ярко.

Мирослава Которович уже не первый проект «АРТЕХАТТЫ» выстраивает как переосмысление трагических событий прошлого с последующим выведением их в плоскость счастливого и лучезарного будущего, словно пытаясь приблизить его с помощью тонкой и светлой музыки. В этот раз вторым отделением стала отдельная программа «Виткані музикою», в которой новую украинскую музыку солистка и девушки из ансамбля играли в платьях из коллекции Зинаиды Лихачевой «Виткані». Коллекция была создана к 200-летию Тараса Шевченко (кстати, как и в случае с Диабелли, снова временная удаленность в 200 лет), и в ней использованы картины, написанные его рукой. «В нашей музыке тоже есть что-то рукотворное, — считает Мирослава. — Пусть простят меня авторы, но при всех философских подтекстах их произведений я чувствую там простоту, чистоту и созерцательность, слышу, как ветер проносится и что сверчки в половице застряли… Это музыка о природе, которую мы не только видим, но и чувствуем внутри себя».

diabelli3

Циклы Евгения Станковича «Утренняя музыка», Виктории Полевой «Летняя музыка» и Валентина Сильвестрова «Тихая музыка» – это своеобразная картина украинского рая, духовности в ее небанальном смысле. Идеальный «садок вишневий коло хати» у каждого автора свой, но все-таки между ними много общего. «У меня есть мечта записать диск тихой украинской музыки особенного созерцательного настроения, — говорит Мирослава. — В ней есть образ родной земли, рая в душе, уверенности. Созерцательность, лиризм и никаких метаний».

diabelli1

Текст: Любовь Морозова

Фото: Олег Ницко

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВЕЩЬ ДНЯ
19.11.2024
Bevza
Ялинкова прикраса «Щедрик»
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).