29 сентября в украинский прокат выходит фильм Пола Верховена «Она».
Верховен, снявший «Основной инстинкт», возвращается к теме психологически сложных отношений между мужчиной и женщиной, завязанных на чувственности и сексуальности.
Главную героиню фильма, Мишель, избивают и насилуют. Придя в себя после пережитого, девушка не идет в полицию и практически не говорит об этом со знакомыми: она хочет сама найти злодея и сама расквитаться с ним.
Невероятно сложную и эмоциональную роль Мишель сыграла француженка Изабель Юппер, дважды получившая премию Каннского фестиваля за лучшую женскую роль – это, кстати, большая редкость. В интервью с Юппер мы узнали о романе, на основе которого был написан сценарий к «Она», о том, какие качества Мишель сделали ее настолько интересным персонажем и о том, как Верховен работает с актерами.
Изабель, вы присоединились к проекту очень рано. Как это вышло?
Дело в том, что я прочитала роман Филиппа Джиана «Она». Филипп сказал, что, хоть и писал его не для меня, но думал обо мне в разные моменты работы. Книга, по мнению многих, была похожа на сценарий. Затем настало время появления Саида Бен Саида: он купил права, и мы начали думать о режиссере. Именно Саид предложил Пола Верховена.
А что вам нравится в романе и героине?
Мишель – женщина, никогда не любившая. Никогда. Она разная: циничная, щедрая, ласковая, холодная, независимая, зависимая, проницательная. Ее можно назвать какой угодно, но не сентиментальной. Жизнь ее бьет, но Мишель не ломается. Верховен точно так же трактовал образ героини и не собирался свою точку зрения менять. Суть героини – это внутренняя сила, неординарность и современность. Она никогда не ведет себя как жертва, даже в тех обстоятельствах, когда для этого есть причины. Как правило, при создании женских образов, даже если они сильные личности, всегда есть искушение свернуть к сентиментальности…
Но, благодаря характерной для вас отстраненности и иронии, вы к ней не скатились.
Да, я сопротивлялась этому! Сделать Мишель мягкой было бы серьезной ошибкой. Но, опять же, с Верховеном на это не было никаких шансов! Только один раз я позволила себе намек на эмоции – в сцене, где Мишель навещает свою мать в больнице и мы понимаем, что та умирает. Внезапно Мишель становится чуть мягче. Не тогда, когда она сама мать, любовница или дочь своего отца, – только в случае, когда она дочь своей матери. Женщина только в момент смерти своей матери бесповоротно становится взрослой.
В романе Джиана героиня работает в кино, в фильме у нее компания по производству видеоигр. Почему произошла эта перемена?
Верховен использует фантасмагорию видеоигры как современное развитие сказочного измерения. Смесь секса и насилия здесь как аллегорический отголосок сюжета в целом.
Вы видели предыдущие фильмы Верховена?
Конечно. Первым из них были «Турецкие сладости». Там главная героиня – полная противоположность Мишель, можно сказать, современная Дама с камелиями. Это была своего рода пронзительная и трагическая волшебная сказка – последнее, что вы ожидаете от Верховена. «Она» тоже в какой-то степени волшебная сказка. С этой точки зрения, Верховен и Джиан идеально совпали. Это какая-то ЛОВКОСТЬ рук, но они оба умеют заставить нас принимать все за чистую монету, хотя не добавляют в свои истории психологизма или эмоций. В сказке ведь не нужно объяснять какие-то вещи, не надо их чем-то оправдывать.
Вам трудно было играть женщину, которая наслаждается близостью с насильником?
Повторю: этот фильм – сказка. Сказка приводит к воображению. Реальность меняется и перекраивается. В сказке все преувеличено и все возможно. Морали здесь нет места. Между Мишель и ее насильником идет игра, и это выбор героини.
Что вам понравилось во время съемок? Как Верховен работает с актерами?
Он вроде энтомолога, работает с грандиозной тщательностью. Его внимание к мельчайшим деталям просто умопомрачительное. Вы чувствуете себя рядом с ним абсолютно свободно и можете предлагать тысячи идей. Съемки были словно гонка по шоссе со скоростью 300 миль в час. Я снималась практически в каждой сцене в течение 12 недель. Я наслаждалась этим бесчеловечным ритмом. Казалось, это никогда не закончится, и напряжение было такое, будто вы все время стоите на кончиках пальцев. Какое-то опьяняющее состояние. Пол умеет увлечь всю группу. Они готовы сделать для него все. Он никогда не устает, и ничто не может его остановить. Мы заканчивали съемочный день абсолютно выжатыми, а он после этого еще несколько часов работал.
Чем Верховен, голландский режиссер, снимавший в Голливуде, отличается от его французских коллег?
Он обладает чувством ритма и движения. Он без колебаний нарушает правила, чего бы это ни касалось – создания портрета женщины, образа общества или жанра фильма. Я не хочу сказать, что французский режиссер не в состоянии этого сделать. Давайте просто скажем, что это было бы сюрпризом.
Возникает ощущение, что иногда фильм вдруг оказывается на грани романтизма. Вы так не находите?
Во всех своих фильмах Верховен постоянно играет с кодами, разрушает их, использует, когда в них нуждается, а потом отбрасывает. Он никогда не попадает в ловушку своего фильма, не идет проторенной дорогой без возможности возврата.
Интервью предоставлено компанией «Артхаус Трафик»