Женщины стали осваивать профессию пожарных только во время Второй мировой: ранее этот род деятельности считался исключительно мужским. Первой женщиной, которую официально приняли на работу в пожарную бригаду в США, стала Сандра Форсье — это случилось в 1973 году. Но, разумеется, неофициально оформленные женщины-пожарные появились еще раньше. Например, в 1800 году в пожарной бригаде добровольческого отряда "Океанус" спасала жизни рабыня-афроамериканка Молли Уильямс, которая считается первой женщиной-пожарной в истории. Позже стали появляться первые женские пожарные бригады при учебных заведениях и на заводах: как, например, женская бригада Гертон-колледжа в Великобритании, основанная в 1878 году.
На сегодняшний день в Украине профессию пожарного стали осваивать все больше девушек. Редакция L’Officiel Online решила познакомиться с новыми лицами Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям и наведалась в 25 пожарную часть, которая находится на Оболони. Эта часть была выбрана неслучайно: она является самой большой в Украине, рядом с ней расположен музей пожарной техники и памятник героям-огнеборцам, который сделал легендарный украинский скульптор Валентин Зноба.
Первой нас встретила Марина Дубакина, рядовой службы гражданской защиты. Почему Марина решила идти в пожарные? По ее словам, это единственная профессия, которая сочетает в себе навыки многих других: психолога, медика, полицейского. “Ну и кроме того, мой папа был военным и хотел мальчика, и воспитание у меня было соответствующее - боевое”, — делится пожарная.
Нас пригласили на небольшую экскурсию по части. Вместе с Мариной мы вошли в коридор, по правую сторону которого были расположены комнаты для обучения, а слева оказался знаменитый железный шест, с которого так героически спускаются все пожарные в кино. Такой спусковой железный столб используется в частях уже более 140 лет и служит, чтобы быстро спуститься со второго этажа на первый. Конечно, ими пользовались не всегда: до 1878 года вместо них в депо были узкие спиральные лестницы. У пожарной части было 2 этажа: на первом - пожарные ходы, лошади и инвентарь, а на втором располагалась дежурная часть. Почему лестницу делали не обычную, а спиральную, самую неудобную для спуска? Дело в том, что на втором этаже пожарные держали корм для лошадей, и лестницы делали такими, чтобы лошади не захаживали наверх. Разумеется, так долго не могло продолжаться, потому что огнеборцы часто подворачивали ноги при тревоге. И вот, в 1878 году капитан 21 части Чикаго Дэвид Кеньон помогал пожарному уложить стог сена: на этом этаже как раз был длинный деревянный шест, который использовался при транспортировке сена. Забила тревога. Недолго думая, пожарный соскользнул вниз по шесту и оказался внизу гораздо раньше своих коллег. На следующий день Дэвид Кеньон убедил начальника отдела утвердить нововведение и установить столб.
По законодательству Украины, женщина не имеет права тушить пожар, то есть она не может занять должность пожарного-спасателя. Но, помимо огнеборцев в профессии есть специалисты, чья деятельность направлена на профилактику и обеспечение пожарной охраны. Поэтому слово “пожарный” также используется для диспетчеров, преподавателей по пожарной безопасности и по оказанию первой помощи, пожарных следователей, инженеров по противопожарной защите, психологов и инспекторов.
Мы узнали у Марины, хотят ли вообще женщины быть огнеборцами и если да, то что или кто мешает это им делать. Ведь в закон можно внести корректив, но хотят ли этого сами женщины-пожарные? "Я выезжаю с огнеборцами на пожар, но не тушу его. Я помогаю товарищам с техникой, оказываю психологическую помощь пострадавшим, снимаю на камеру происходящее, — объясняет Марина круг своих обязанностей. — Хотела ли бы я быть спасателем? Это сложный вопрос. С одной стороны, я чувствую в себе уверенность, необходимую для того, чтобы спасать жизни, с другой — я переживаю, что физически мне будет тяжелее справиться: элементарно не смогу утащить мужчину в обмороке, который будет тяжелее меня в два раза. Но по личному опыту знаю, что женщина-пожарный в экстренных ситуациях может оказать серьезную психологическую поддержку, которую определенно не могут оказать мужчины-пожарные. Также она более вынослива — всегда возьмет себя в руки, сожмет зубы и пойдет дальше”.
Следом мы знакомимся с Натальей Мамчур, которая занимает должность ведущего специалиста отдела агитационно-пропагандистской работы. В ее обязанности входит проводить в учебных учреждениях лекции по правилам пожарной безопасности и учебные эвакуации. ”Я родилась во Львове и помню, что в детстве, когда я проезжала государственный университет безопасности жизнедеятельности, не могла отвести взгляд от ребят в форме, — вспоминает Наталья. — Меня завораживало построение, и я могла часами смотреть, как они маршируют в ряд. Нетрудно догадаться, что уже в юности я поступила в этот же университет, и так начался мой путь пожарной".
С Натальей мы беседуем о форме пожарных — она объясняет, что базовое обмундирование людей, которые обеспечивают пожарную безопасность, состоит из синих штанов, куртки и футболки. "Форма же огнеборца гораздо сложнее: в нее входят защитная куртка, маска, бахилы, рукавицы, комбинезон, шлем и чехол для противогаза. Костюм изготавливают из специальной теплозащитной ткани, которая выдерживает температуру огня до 800 градусов по Цельсию. От температуры зависит то, сколько пожарный сможет находиться в самом центре огня: чем выше температура, тем меньше у него времени. Также в состав защитного костюма входят сапоги, которые изготовлены из термозащитной резины”, — ответила Наталья.
Объясняя, в чем заключается ее работа, Наталья подчеркивает: ее главная миссия — не тушить пожары, а предотвращать их. А для этого нужно проводить просветительскую деятельность, в частности — среди самых юных представителей общества. "Честно говоря, школьники младших и средних классов — самые благодарные слушатели, у них горят глаза, им интересна каждая деталь пожарного дела, они всегда задают много вопросов. На самом деле дети априори считают пожарных супергероями — я всегда чувствую огромную ответственность перед ними, боюсь разочаровать их".
Екатерина Христюк работает диспетчером части аварийно-спасательных и специальных работ отряда специального назначения, а еще она принимает участие в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту. "Он заключается в выполнении комплексов разнообразных приемов, применяемых в практике тушения пожаров как в индивидуальном, так и в групповом зачете,” — пояснила Екатерина. Но женских нормативов этого спорта не существует — поэтому участницам приходится сдавать мужские. "Пока не докажешь, что можешь показывать результат не хуже мужчин, будь готова выслушать сексистские шуточки в твою сторону. Но не скажу, что мне очень сложно справляться с заданиями. Теперь, когда моя команда знает, на что я способна, она поддерживает меня. Мы все равны”.
Когда Екатерина не занята в диспетчерской или на соревнованиях и когда вызовов нет, команда любит собираться вместе и готовить что-нибудь. "И кстати, есть одна закономерность — пожарные очень вкусно готовят. У них не пригорает еда".
После мы встречаем Алину Бабич, которая занимает должность пожарного инспектора. “Я провожу проверки по соблюдению пожарной безопасности в учреждениях и принимаю меры по результатам этих проверок, — рассказывает Алина. — В первую очередь я смотрю, есть ли в помещении огнетушители, в порядке ли проводка, на месте ли все пожарные краны и гидрант. А еще очень важная часть моей работы — осмотреть локацию на предмет проезда пожарной машины: очень часто пожарные не могут проехать во двор, потому что какой-то водитель решил неправильно припарковаться. Так что паркуйтесь правильно — от этого очень часто зависят человеческие жизни”.
Катерина Гайдамчук работает старшим психологом ДСНС — выбор профессии она совершила еще в юности, проработав 10 лет в психиатрической клинике. Раньше Катерина занималась консультативной деятельностью, но со временем поняла: у нее достаточно знаний, сил и ресурсов, чтобы помогать людям в чрезвычайных ситуациях. “Теперь моя главная задача — психологическая поддержка родственников и близких людей погибших, — объясняет Катерина. — Каждый день мне приходится сталкиваться со страхом, плачем, агрессией, истерикой, разными невротическими проявлениями. Но самая страшная реакция — это неприятие. Однажды при мне мама должна была опознать свою погибшую дочь — когда ей показали тело, она взяла руку своего ребенка и уверяла нас всех, что это не ее дочь, потому что у нее на руках был розовый лак, а это — красный. Хотя на самом деле это был розовый лак, и по всем документам это была все же она. В общем, в такой ситуации нужно постараться максимально переключить человека с утраты на другие мысли, начать задавать вопросы бытового характера, чтобы отвлечь от истерики и желания нанести себе увечья. Но универсальных слов поддержки нет. Главное — быть рядом”.
Фотограф: Ярослав Бугаев
Стилист: Евгения Скварская
Причёски: Анна Матвиенко
Макияж: Наташа Васильева
Продюсер: Диана Мельникова
Ассистент стилиста: Ярославна Бондаренко
Ассистент фотографа: Степан Назаров
Благодарим Oh My Look! за предоставление образов для сьемки