Он не планировал становиться кинокритиком, но сейчас его считают лучшим в России. Валерий Тодоровский лично отправляет ему фильмы для оценки, он честно сказал Ивану Урганту, что не любит прописанных шуток и Первый канал, отчего ведущий еще больше настоял на том, чтоб он вел рубрику в его программе. А мы любим Антона Долина за правду и неравнодушие, как в рецензиях, так и в происходящем в современном информационном поле.
В Киев он приехал на public talk фильма «Кроткая» Сергея Лозницы. Но до последнего зрители не знали, появится ли кинокритик на мероприятии. Девять часов таможенная служба не выпускала его из аэропорта. В итоге все состоялось: Долин поблагодарил пришедших зрителей, но сомневается, что в ближайшее время приедет еще в Украину.
Вы понимаете, что для обычного обывателя ваша профессия выглядит как праздник? Назовите, пожалуйста, какие минусы есть в вашей работе, чтобы мы перестали все дружно вам завидовать?
Вы можете действительно мне завидовать, потому что я счастливый человек, занимающийся делом, которое мне нравится, хоть я этому и не учился. Но для другого человека эта профессия может оказаться сущим адом. Попробуйте сами в течение одного только месяца ходить на все фильмы в кинотеатре. Даже на те, на которые вам бы не хотелось, и досматривайте их до конца, а потом попробуйте что-то сформулировать о каждом из них. Вот тогда сможете понять, насколько это энергозатратно, нервно и ответственно. Потому что ты не имеешь права свою усталость или замыленный глаз транслировать в отзыве к фильму, читатели ждут взвешенного и разумного совета — тратить им свой вечер на этот фильм или нет.
Поход в кино — это классический сценарий свидания. На какие фильмы вы водили девушек?
Ответ на этот вопрос будет крайне скучным. В моей жизни есть только одна девушка — это моя жена Наташа. Мы начали встречаться еще в школе, когда мне было 14 лет, а окружающие в нашу пару особо и не верили. Первые свидания у нас были, когда я еще и не представлял, чем буду заниматься, да и кино тогда особо не любил, я водил ее в театры. Так что классического похода в кино с целью соблазнить девушку у меня не было и, надеюсь, не будет.
Классические семьи по выходным отправляются вместе с детьми в кинотеатр. У вас ситуация сложнее, ведь для вас же это работа. А как вы проводите свое свободное время, как перезагружаетесь?
Мы иногда ходим в кино с семьей, моя жена — дистрибьютор Disney и Sony, и когда выходят, допустим, новые «Пираты Карибского моря» или «Тор», мы берем детей и смотрим в кинотеатре вместе. Но когда у нас каникулы, мы проводим время без него и стараемся путешествовать — вот недавно ездили в Рим. Так что наш досуг — как раз отдых от кино, ведь чтоб его по-настоящему любить, нужно от него иногда отдыхать.
А что происходит, когда вы пишете негативные рецензии на выпущенные ее компанией фильмы?
Она же их не снимает, а выпускает, так что никогда не обижается. Бывает даже, наоборот, я хвалю фильм, который ей не нравится, да и вообще, мы не всегда сходимся во мнениях касательно кино. Но в важных мировоззренческих вопросах — всегда. Я считаю, для гармоничных отношений важно совпадать во взглядах на политику, существование мужчины и женщины, воспитание детей. А вкусы на искусство при определенной толерантности могут быть разные.
И наверное, взгляды на Оксимирона у вас тоже сходятся, раз всей семьей недавно посещали его концерт в Москве?
Уже во второй раз! Наш старший сын Марк подсадил нас, он вообще слушает многих рэперов. Но мы с женой как два филолога выбрали Оксимирона потому, что он литературно нам интересен.
Вот вы, допустим, раскритиковали определенный фильм, а на следующий день встречаетесь с его режиссером, продюсером или актером. Как вы себя ведете?
Понимаете, я же всегда критикую не человека, а фильм. Я стараюсь не переходить на личность режиссера. Когда пишу, что фильм вышел плохой, то стараюсь, чтобы это не было проинтерпретировано как личный выпад в сторону режиссера. Просто не сложилось.
Вы дружите с режиссером Борисом Хлебниковым. Как он отреагировал на критику его нового фильма «Аритмия»? Кажется, вы назвали его слишком благостным?
С «Аритмией» у меня не сложилось, потому что я вижу посыл фильма как «любите и прощайте своих близких, какими бы мудаками они ни были». Я не уверен, что хотел бы такого в своей семье. Если б я был алкоголиком, наверняка лучше, чтобы жена отправил меня в вытрезвитель или ушла от меня вообще. Алкоголик — человек, опасный для моей семьи. Да, при встрече он сказал, что понял мои претензии к фильму. А я понял, что он их осознал, принял и морду мне бить не собирается.
А кто-то раньше уже угрожал?
Да, когда-то давно был один смешной конфликт, хотя сейчас мы уже приятельствуем. Продюсер фильма «Бумер» Сергей Члиянц угрожал мне при встрече. Но мне действительно этот фильм кажется очень посредственным, а свои вердикты я редко меняю.
А бывало, что вы написали разгромную рецензию на фильм, а со временем он вам понравился?
Начну с того, что, прежде чем писать рецензию, я предварительно не читаю никаких отзывов. После просмотра сразу иду писать. И я радуюсь как ребенок, когда мой взгляд совпадает с чьим-то, когда читаю интервью режиссера и понимаю, что верно понял его замысел. Иногда я вообще единственный, кому понравился или не понравился определенный фильм. Но меня это не пугает, ведь я строю свои выводы не на эмоциях, а на системе доказательств, почему этот фильм можно считать хорошим или плохим. Но могу признать, что раза три ошибался, когда фильмы были представителями чужих для меня культур. Чаще всего это бывает на фестивалях: ты недосыпаешь, начинаешь дремать на фильме, он кажется тебе проходным, пишешь о нем два абзаца, что, мол, слабо. И вот фильм получает главный приз — и тебе самому становится любопытно, что в этом фильме такое, и ты начинаешь пересматривать.
В случае с «Горбатой горой» я свое мнение так и не поменял. Меня дико бесит этот фильм, хотя я прекрасно отношусь к секс-меньшинствам. Для меня этот фильм ужасно мелодраматичный, это показательная слезовыжималка для домохозяек, сделанная весьма традиционно. Другое дело — «Натюрморт» Цзя Чжанкэ, победитель 63-го Венецианского кинофестиваля. До сих пор помню, как в десять вечера я, борясь со сном и раздражением, наблюдал, как китайские актеры ходят по экрану, ничего особо не делая, и тут через некоторое время именно эта картина побеждает. А потом я еще слышу от бесконечно уважаемых мною братьев Дарденн, что они просто потрясены этим фильмом. Только во время второго просмотра я смог уловить все эти полутона и интонации и понял, каким дураком был. К счастью, разгромных статей об этом фильме не писал.
Помню, вы рассказывали, что со своим коллегой бросали монетку, кому писать рецензию на новый фильм Михалкова. Была ли у вас ситуация, что вы посмотрели фильм и сами не понимали, что о нем писать?
Когда нечего сказать — это значит, у меня внутри пусто. Ведь ты рассказываешь через призму фильма о себе, о своих мыслях и чувствах, так что нет, мне всегда есть что сказать. В этом, наверное, даже мое проклятие. Когда я начинаю рассказывать, то говорю как радио, не зря же работал там. Оно учит ничего не бояться, быстро и хорошо формулировать и содержательно использовать красивые метафоры. Так что боязни чистого листа у меня нет. Я сразу начинаю писать, но, заканчивая статью, могу удалить первый абзац, потому что понимаю что он был только разгоном для моих мыслей.
Как часто вы угадываете победителей «Оскара» или Канн и можете ли нам подсказать лайфхаки по этому поводу?
Победители бывают ожиданные. Например, когда я смотрю конкурсную программу, я понимаю, что у этого режиссера слишком небольшой талант, чтобы получить главный приз, у этого талант велик, но он свои лучшие фильмы уже снял, а этот в самом соку и может победить. Так в свое время на Берлинале я сразу понял, что фильм Франсуа Озона «8 женщин» получит приз за женскую роль для всего актерского ансамбля. А бывает, что угадываешь непредсказуемо, интуитивно, ходишь по фестивалю и понимаешь, что вот он, фильм, который нельзя не наградить, например картина румынского режиссера Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели, 2 дня», получившая «Золотую пальмовую ветвь». А вот «Тони Эрдман» немца Марена Аде в Каннах ничего не получил, хотя был любимцем кинокритиков и лидировал во всех зрительских рейтингах, просто так решило жюри.
Сейчас в киноиндустрии тема № 1 — секс-скандалы. Что будет с кинематографом после харассмента?
Кино не изменится, а правила поведения внутри индустрии уже меняются. Сейчас же весь скандал о том, что происходит на съемочной площадке, а не в кадре. На будущее каждый будет думать, хватать ли за коленку ассистентку или ассистента. Ну а в этом году на разных премиях фильмы Харви Вайнштейна и Кевина Спейси не будут рассматриваться в первую очередь.
Видимо, эффект домино уже запущен, ведь недавно появилась новость, что охранник певицы Мэрайи Кэри обвиняет ее в домоганиях.
Все может быть, харассмент — это не мужчины против женщин или наоборот, это про злоупотребление властью. Просто в Голливуде власть чаще в руках мужчины.
Вспоминается заявление актрисы Дженнифер Лоуренс о том, что гонорары актрис намного занижены по сравнению с их коллегами-мужчинами.
Я думаю, они не врут. К тому же вы помните, сколько раз за последние 80 лет фильм, снятый женщиной, получил «Оскар»?
Кэтрин Бигелоу — «Повелитель бури»?
Вот вам и ответ.
Как правильно смотреть кино? Как самому разобраться, хороший фильм перед вами или нет?
Если коротко: следует смотреть на большом экране и не в дубляже, а с субтитрами. Когда идешь на жанровый фильм ты же сам понимаешь, на какую реакцию он рассчитан: мелодрама — чтобы растрогать зрителя, комедия — насмешить, порнофильм — вызвать возбуждение, ужасы — страх. Если не вызывает — значит, плохой. А вот с авторским кино сложнее: вы можете прочесть хоть сорок рецензий о том, как он хорош, но если не понравился — значит, это просто не ваш фильм.
Вы говорили, что фильмы могут научить всем самым важным вещам на свете. Чему и какой именно фильм вас научил?
Да каждый учит. Например, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева для меня урок того, что чувства к партнеру могут уйти, но о детях забывать не нужно. Несколько часов назад мы смотрели «Кроткую» Лозницы, там о том, что власть и насилие всегда вокруг нас, так хоть не стоит идти им навстречу.
На вашей странице в фейсбуке на обложке размещено фото Олега Сенцова. Вы знакомы лично с ним?
Знаком плохо. Когда был у него на суде, он махнул мне из клетки. Вдвойне печально, что мы, к сожалению, никак не можем сейчас повлиять на его судьбу. Но если бы мне сказали руку отрубить, чтобы выпустили Сенцова, я бы это сделал, потому что для моей родины это адский позор, так как он сидит по сфабрикованному делу.
Обмен или помилование в случае Сенцова — такое возможно?
Я думаю, нет. После истории с Крымом его считают российским гражданином и его обвиняют в подготовке тяжелого террористического акта. А помиловать — означает признать, что суд соврал. А на это никто не пойдет, пока не поменяется власть в России.
У нас сейчас почти ренессанс в украинском кино: снимается все больше фильмов, государство многим оказывает поддержку, выделяет средства. Как правильно позиционировать украинские фильмы, чтобы заинтересовать весь мир?
Позиционирование не поможет, сами фильмы должны быть интересны. Они должны говорить о том, что интересно всему миру, а не только украинцам. Вот у вас выходит фильм «Киборги» о защитниках Донецкого аэропорта, и, чтобы привлечь внимание всего мира, он должен быть гениально снят и включать универсальные метафоры. Почему весь мир смотрел «Броненосца «Потемкина»? Думаете, все знают про восстание? Нет, зрители переживали, видя, как солдаты расстреливали мирных жителей, видели пушку, наведенную в зрительный зал, огромное количество ярчайших образов. Такое даже человек из Камбоджи будет смотреть, потому что это пробирает до мурашек. Так что о чем фильм — неважно, а вот какой он — да.