В 2017 году в моде произошел очередной надлом. То ли виной накопившаяся усталость от попыток продать очередную серию футболок из “органического” хлопка, сделанную руками маленьких детей в “свободных экономических зонах”, то ли невозможность выдумать еще более новое название для “экокожи”, а может, большое количество таких документальных проектов, как ABOUT A WORKER и The True Cost.
Как бы то ни было, в очередной раз бренды и производители материалов начали говорить об усилении своей сознательности и этичности. К примеру, H&M в который раз заявили, что уж к 2030 году они ну вот точно не будут использовать никаких других волокон, кроме “зеленых” и переработанных, а к 2040 полностью сделают производственную цепочку “климато-позитивной”, что бы это ни значило. Цели благородные, да только сроки уж больно похожи на историю про падишаха, ишака и Ходжу Насреддина. А пока в Швеции, стране номер один по индексу “зелености”, заплесневевшие вещи гиганта сжигают на электростанциях.
Чуть более интересно выглядит ситуация с отказом от использования натурального меха среди брендов, которые продают себя миллениалам. Все началось с очередного витка протестов во время весенних Недель моды, демонстраций с плакатами и громкоговорителями перед показами Olivia Palermo for Banana Republic, Burberry, Versus Versace и Gareth Pugh. Они хоть и были не особо к месту, ведь ни на одном из показов меха не были представлены, но послужили новым толчком к конфронтации радикальных зоозащитников и пушной индустрии. Fur Free Alliance, альянс из более чем 40 организаций защитников животных, в этот раз смог продавить отказ от меха в двух очень важных брендах. Без пушнины с сезона весна/лето 2018 остается Gucci как представитель модного люкса и Michael Kors, включая недавно приобретенный Jimmy Choo, как представитель массового и более доступного сегмента.
Двойственность ситуации в том, что, чтобы найти более зарегулированную индустрию, чем мех, нужно очень постараться. Любой уважающий себя люкс покупает мех на аукционах, где у каждого лота есть документы об этичном звероводстве. Без полного комплекта сертификатов и паспортов логистические компании даже не примут заявку на пересылку в пределах Европы. И чем закончится это противостояние, пока сказать сложно, но в современном мире можно ожидать чего угодно. Ведь совсем недавно было сложно представить запрет пушной индустрии на государственном уровне в Германии, Хорватии и Японии.
Один из аспектов дискуссии по поводу отказа от меха — это общий вопрос постепенного вытеснения натуральных материалов и их замена синтетическими аналогами. Как и в любой сложной системе, слишком много деталей опускается во имя упрощения дискурса. Например, рассмотрим ситуацию с кожзамом, или, как любят говорить, “экокожей”. Большинство кожзамов изготавливаются из поливинилхлоридов, ведь так дешевле. Но производство ПВХ — вредное, токсическое и выпускает в атмосферу значительное количество диоксинов и разнообразных канцерогенов. Вероятно, ПВХ можно заменить на полиуретаны, но материалы на их основе невозможно создавать без растворителей, а значит — тоже токсичное производство. Кроме этого, кожзам быстрее приходит в негодность, стирается и облазит; нужно покупать новый и, таким образом, увеличивать количество отходов. Но и это не все беды от гнусного поливинилхлорида: после попадания в мусор кожзам превращается в маленькие кусочки микропластика, который вместе с водой попадает в океаны. И именно микропластик разного состава, в свою очередь, является самым большим источником загрязнения воды в мире.
Казалось бы, решение очевидно: отказ от кожи, от кожзама и синтетики и переход на натуральные волокна, тем более что “органический хлопок” доступен чуть ли не в каждом большом магазине. К сожалению, и это не выход: спрос даже на простой хлопок крайне высок уже сейчас, а при его выращивании используется такое количество воды и удобрений, что земля в прямом смысле осушается и потом долгое время остается бесплодной
.
Что мы можем сделать как потребители? Покупать качественные вещи — меньше да лучше. Неважно, будут это вещи больших домов моды, которые блюдут традиции и гарантируют гуманность всей цепочки производства, или небольшие ремесленники (намного благороднее звучит как artisan), где ткани могут создаваться по традициям 1300-летней давности, даже небольшие локальные бренды, ведь всегда можно посмотреть, где и как создается вещь.
Но в общем все не настолько плохо, насколько это звучит сейчас. Чтобы не задохнуться и не умереть среди канцерогенных испарений или от засухи, мы также можем поддерживать инновации в текстиле и обработках. Вот вам список самых многообещающих и потенциально безопасных новых тканей — он если и не подарит новую надежду, как "Звездные войны", то как минимум вызовет интерес и чуть-чуть удивит.
Коллажи: Юля Гордиенко