Клуб Closer
Действующие лица – Дана Павлычко, DJ Nastia, кошка Настя.
Дана: Мне кажется, Closer – одна из достопримечательностей Киева.
Настя: Ну, ночной жизни – точно.
Дана: Культовое место Киева. И, по-моему, с кем, как не с тобой, Настя, об этом говорить – ты DJ, ты была во многих местах мира, но, тем не менее, свой день рождения и фестиваль Стрічка ты решила проводить именно здесь.
Настя: Да, второй год подряд.
Дана: И ты привозишь сюда друзей?
Настя: Ага. Я ведь интернациональный диск-жокей, у меня много знакомых и коллег по всему миру, и я охотно приглашаю их сюда. Италия, Аргентина, Куба – в общем, все те DJ, кто свободен и может приехать, с радостью приезжают.
Дана: Их можно понять – как человек, который много и часто бывает в Closer, я убеждена, что этим местом можно гордиться. Да и вообще нам в Киеве есть что показать.
Настя: О да! Вообще начать историю о Стрічке мне хочется с воспоминаний о своем прошлогоднем дне рождения. Я рассчитывала, что буду праздновать его в Одессе, но потом узнала о том, что будет запущен клуб Closer. Помню, подумала – вау, какое крутое место, здорово было бы еще и там отметить день рождения. Так что мы отмечали и в Одессе, и в Киеве. И да, это был тот еще харкор. Мы стартовали в Киеве, еле-еле заставили себя сесть в автобус – так это было здорово – и отправиться к морю, и еще и там зависли на сутки. В этом году я решила, что с нас хватит, к тому же, в Closer достаточно ресурса для того, чтобы провести целый уикэнд здесь в формате полноценного фестиваля. Это место обладает потрясающей энергетикой, у него на руках все козыри, которых только можно ждать от клуба, команда работает на чистом энтузиазме – люди это чувствуют.
Дана: Когда ко мне приезжают друзья, мне приходится новыми глазами смотреть на музыку, которая играет в Киеве – выбирая для них концерт, на который не стыдно пойти, заново переоцениваешь местную музыкальную сцену. У нас многие любят техно и электронную музыку?
Настя: Ну как тебе сказать. У нас, к сожалению, глобально культура находится на достаточно низком уровне. Но вот в Closer делают правильные вещи – ввиду того, что я, благодаря своей профессии, много чего видела и могу проводить какие-то параллели, я могу быть в этом уверена. Тот вариант техно, который пропагандируют в этом клубе…
Дана: Это какой?
Настя: Интеллектуальное техно, не какой-то рэйверский угар. Так вот, и он идеально уживается в этом помещении, идеальном по всем статьям: от высоты пола до стен, ковриков, деревянных полов, безукоризненного звука. Здесь можно разгуляться; пространство маленькое, но компактное, здесь невозможно соскучиться. В общем, резюмируем: в Киеве все очень круто! Мало того, я езжу по миру, смотрю на клубы, в которых я выступаю, на людей, которые туда приходят, и, оглядываясь на все это, я отчетливо понимаю: Closer – просто супер место.
Дана: Очень здорово в субботу зайти сюда, послушать то техно, о котором ты говоришь, а затем выходишь на улицу и слышишь тот кач, который доносится из Схемы. Оказываешься будто в эпицентре киевского техно, знаешь? Я была с иностранными гостями – из Англии и Голландии, то есть ребята знают толк в хорошей клубной музыке. И эти места им понравились.
Настя: Я для себя сравниваю Closer с московским клубом Arma17. И для меня это – top of the top. Arma, конечно, немного больше, но они и старше. И мне вдвойне приятно от этого сравнения, потому что я всегда считала, что Arma – образец хорошего клуба, и тут в Киеве появляется будто бы его сестра в виде Closer. И, если честно, концептом мы мало в чем уступаем берлинскому Berghain / Panorama. Я горда как представлять свою страну за ее пределами, но при этом горда и тем, что происходит здесь. Мне радостно приглашать сюда своих друзей, и я абсолютно искренне обещаю им: «Ребята, то, что вы здесь увидите, вы не увидите никогда».
Дана: А как будет выглядеть Strichka, в чем ее суть? Ну, кроме того, что это твой день рождения.
Настя: Не знаю, для меня этот повод – самый значительный. Я ведь делаю всего одну вечеринку в год, и это – мой день рождения. В прошлом году я пришла к ребятам с такой идеей, и они ответили – мол, да, слушай, круто, но у нас занята эта дата, мы уже пригласили гостя. А на следующий день они приехали ко мне в гости, мы сели на кухне, и они говорят – слушай, а мы решили сделать фестиваль. Ну, раз такая свадьба! Я попросила пару дней подумать над названием, мне хотелось что-то украинское, с четкой привязкой к стране. У меня в голове крутились разные слова, но я как-то сразу уцепилась за «стрічку», оно подкупило меня своей мелодичностью. Предложила эту идею ребятам, а они отвечают: «Да ладно? А ты вообще знаешь, что мы находимся в помещении Лентоткацкой фабрики?» Я, естественно, не знала, и это было какое-то абсолютно удивительное совпадение.
Дана: Ага. Прямо кармическая связь.
Настя: Так что в том сезоне мы отыграли идею стрічки в контексте национального костюма. Но а вообще концепт… Не знаю, просто приходите потанцевать!
Дана: Играет много украинских резидентов, да?
Настя: Конечно, это было одной из наших целей – чтобы играли украинские ребята. И тут долго искать не пришлось – у нас огромное количество DJ, которые сейчас выходят на качественно новый уровень.
Дана: Это кто?
Настя: Etapp Kyle, Vakula… SE62 – классный парень, играет хаус-музыку, часто выступает в Париже, все его вечеринки проходят на «ура». Станислав Толкачев, наш абсолютный техно-герой, Woo York… То есть у нас есть мощная когорта ребят, которые активно гастролируют по миру и представляют техно-культуру Украины. И в каждом интервью, которое я даю, журналисты отмечают разростающую украинскую сцену. Это, конечно, безумно приятно. И это я даже не вспоминаю таких артистов, как, например, Onuka или ДахаБраха.
Дана: Это, конечно, действительно искусство, это чувствуется эта невероятная глубина. Я счастлива, что наших музыкантов настолько позитивно воспринимают в мире. Конечно, ДахаБраха – это не совсем техно, так что это не релевантно, но, тем не менее, почему-то именно в этом жанре наши артисты особенно преуспели.
Настя: Ага, но при этом особенно интересно, что все ребята, о которых я говорила, которых перечисляла, разительно отличнаются друг от друга. Мы все очень разные, и это классно, потому что, выходит, по человеку в каждой сфере, в каждом направлении. Наверное, поэтому о нас и говорят. Например, в прошлом году, когда у нас была революция, на каждом выступлении все расспрашивали о том, как и что, поддерживали и переживали. Люди не только отмечают украинских музыкантов, но и замечают отличия нашей, назовем ее школой, от других стран. Например, Vakula – он же вообще работает вне формата, он делает оригинальные вещи, которых вообще не делает больше никто. Etapp Kyle попал в правильное русло, он пошел в сторону Berghain, наследует таких ребят, как Ben Klock, Marcel Dettmann, в общем, влился в эту тусовку. И я за него очень рада, это серьезный уровень. Я пошла больше по хаус-стопам, стала резидентом клубов Arma17, легендарного Fuse в Брюсселе, часто играю в Лондоне.
Дана: Слушай, ну сколько всего хорошего происходит. Но хочется, конечно, обсудить и такие для меня менее понятные киевские мероприятия – тот же Global Gathering, тот же Остров. Как отличаются концепции? Они вообще отличаются?
Настя: Да, однозначно. Не знаю, мне сложно судить, ведь Strichka – и мой фестиваль тоже, конечно, мне кажется, что он лучший в Украине.
Дана: Мне тоже. Я заангажированный человек.
Настя: А Global Gathering ведь уже закончился. Я, конечно, люблю команду Virus Music, они — замечательные ребята, проделали огромную работу, но у них все же был очень коммерческий уклон, который мне всегда не нравился, и они не очень хорошо разбирались в музыке. Поэтому я никогда не была в особенном восторге, но все равно – то, что у нас проходил такой масштабный фестиваль и что приезжало столько артистов, послушать которых приезжала вся страна, впечатляет.
Дана: Это было лет пять назад, да? Или на когда пришелся их пик?
Настя: Да, примерно так, ну и уже года три фестиваль Global Gathering не проходит вообще.
Дана: А сейчас их место занял Остров?
Настя: Остров – тоже бесспорно коммерческий проект. Но они привозят большие имена – например, у нас не получится привезти Рикардо Вильялобоса, просто не хватит бюджета. Наш фестиваль будет очень камерным, ведь полторы тысячи человек – это совсем немного. Но мы так и хотим – чтобы он оставался немного приватным, чтобы не было толпы и толкучки. Наша цель – собрать правильную публику. Но все равно хорошо, конечно, что есть Остров – он альтернтивный, другой, и их абсолютный плюс в том, что они собирают всех промоутеров вместе и работают со всеми. Кстати, насколько я понимаю, в этом году их партнером как раз стал Closer. И! Тенденция, которая заслуживает внимания и уважения: наши ребята не конкурируют друг с другом, они сотрудничают. Обычно ведь в этой сфере конкуренция процветает: вы сделали мероприятие в этот день? Мы организуем в тот же и разорвем аудиторию пополам! Это неправильно.
Дана: Слушай, а я еще помню, прошлым летом проходила такая совершенно невероятная тема, лодочка по Днепру. Не знаешь такое?
Настя: Вечеринки? Неа, не знаю.
Дана: Да, совсем небольшие, там около ста мест всего и их очень быстро раскупают. Ты на протяжении пяти часов катаешься по Днепру и слушаешь музыку.
Настя: Отличная идея. И вообще популярная история по всему миру. Единственное – это замкнутое пространство и никуда не деться.
Дана: Да, хочешь – не хочешь, надо быть. Очень надеюсь, что повторят и в этом году, потому что было здорово.
Настя: Нам с городом, знаете, очень повезло. И река, и два берега, и заводы, которые никто не использует. Можно устраивать совершенно безумные рейвы. Конечно, нужно использовать все наши возможности.
Дана: И чем больше разнообразия – тем лучше.
Настя: Естественно. И, к тому же, у нас все относительно недорого, можно разрулить любую вечеринку, арендовать дом или лодку, сделать что-то свое за копейки. То есть, если сравнивать с ценами в Европе, то это стоит совсем мало. Кстати, вот этот пати-туризм, который я пытаюсь реализовать с помощью своих друзей: моя задача – сделать этот фестиваль интернациональным. Я поначалу буду использовать свои связи, приглашать гостей, заниматься их отелями и перелетами, пусть только приедут. И я уверена – стоит им приехать, они будут болтать налево и направо о том, как тут круто. И в следующий раз приедут уже со своими друзьями!
Дана: Я уверена, Strichka сможет стать интернациональным фестивалем.
Настя: Берлин, например, расцвел именно за счет клабберов. Вся Европа съезжалась на выходные, чтобы хорошенько отдохнуть. Правительство Германии очень считается с этой культурой, бережет ее, не ограничивает, может даже закрыть глаза на наркотики. Конечно, есть и свои договоренности, которых придерживаются обе стороны – и представители культуры клабберов, и те, кто ее контролируют. В Париже сейчас происходит то же самое: там, например, активно развивается клуб Concrete. Правительство сотрудничает с ними, предоставляет специальную площадку для Weather Festival. В общем, все тоже налажено. В Киеве это тоже возможно – но, может, не в таких масштабах.
Дана: Мне кажется, наше правительство вообще даже не знает, что такое Closer.
Настя: О, поверь, они знают.
Дана: Ну, может, с другой стороны. Но это же так важно – развивать город через ночную сцену. Мы можем стать куда интереснее и привлекательнее.
Настя: Ну, кстати, был ведь период, когда в Киеве совершенно некуда было пойти. Потом открылся Boom Boom Room, и у них получилось. А потом уже открылся Closer – и получилось уже у них. А вообще вы даже не представляете, как приятно гулять по городу, потому что видишь, как молодежь старается классно выглядеть, модно одеваться, они следят за тенденциями. И у нас много классных, правильных, хороших кафе и ресторанов открылось, не жлобских, с бархатными диванами и кальянами. В общем, все работает в правильном направлении.
Дана: Кстати, о революции. В какой-то момент во время Майдана, при температуре -20, были заявлены выступления DJ Kon и DJ Josef. На сцене Відкритого Університету! И я подумала – блин, как же это уникально. Где еще в мире диджеи будут играть на сцене университета внутри революции?
Настя: Да, это определенный уровень. Но в этом, кстати, и свобода. Нет отношения «вы диджеи, играйте только для наркоманов, на Майдане играть не будете».
Дана: Да, вот. Отходим от стереотипов про «кислотников», наконец-то. Надо пропагандировать позитивные качества ночной жизни. И на законодательном уровне тоже.
Настя: Я замечаю, что это постепенно происходит – к нам в Closer приходят серьезные, взрослые люди, журналисты, певцы…
Дана: Даже пара депутатов!
Настя: Да, это абсолютно нормально. Ведь нет поводов сюда не идти.
Дана: Как и нет поводов думать, что техно – это обязательно наркоманы.
Настя: Здесь всем все равно, кто ты и чем занимается. Мы все пришли сюда потанцевать, выпить, пообщаться и хорошо провести время.
Дана: У нас пока разговор идет в очень позитивном русле, хотя вообще обычно у меня есть много претензий к Киеву. Многие вещи меня откровенно бесят.
Настя: Первое – это внешняя реклама. Это ужасно! Я возвращаюсь из поездок по Европе, и первое, что я вижу – это огромное количество рекламы.
Дана: Это травмирует мои глаза, согласна. Но и в нашей ночной жизни есть очень много аспектов, которые тоже бесят. Например, почему люди вообще все еще ходят в эти странные «съемочные» места с отвратительной музыкой? Как привить культуру качественного техно?
Настя: Мой муж однажды сказал очень правильную вещь о том, что эта культура – не наша, она привезенная. Изначально ведь все наши праздники, вечеринки угарные, с размахом.
Дана: И поэтому интеллектуальное техно нужно прививать?
Настя: Да, совершенно верно. И понемногу люди начинают ее понимать и принимать. Ведь изначально мы веселились как? Водочка, танцы, девочки. И не нужно никого за это судить, нужно просто немного подождать: молодое поколение уже понемногу растет и смотрит на вещи совершенно по-другому. А девочки как стали одеваться! Никаких высоких каблуков: кроссовки, шорты, спорт – и погнали.
Дана: Самое крутое сейчас – наличие вариаций. Есть не две опции: на каблуках и не на каблуках, но целый список. Вообще, Настя, мне очень импонирует твоя позиция – не стоит осуждать даже те места, которые кажутся откровенно стремными, а прививать хорошее мало-помалу.
Настя: Когда у меня спрашивают мои друзья из других стран, мол, что там у вас в Киеве, я отвечаю, что готова купить им билеты на самолет, только бы они прилетели и посмотрели сами, что же тут у нас, как у нас круто. Над популяризацией нашего, хорошего, украинского нужно работать постоянно. Я более чем убеждена в том, что все зависит от нас. Мы классные? Да! И этим нужно делиться.
Украинское техно. Кого слушать?
Etapp Kyle
Vakula
SE62
Станислав Толкачев
Woo York
DJ Nastia