Город – живая структура, постоянно находящаяся в процессе развития. И его будущее зависит в первую очередь от того, каким образом люди влияют на город, создавая что-то новое. Именно поэтому городское искусство во всех своих проявлениях – это мощный инструмент позитивных изменений, широко используемый урбанистами по всему миру.
Мы начинаем цикл материалов, который расскажет о лучших примерах подобных изменений в разных странах. Когда Сity Art не только менял внешний вид целых районов, но и формировал культурную городскую инфраструктуру.
На сегодняшний день Пекин занимает второе после Нью-Йорка место в десятке наиболее динамичных городов мира по продажам произведений современного искусства. На китайских и международных аукционах Christie’s и Sotheby’s, которые находятся в Азии, за последние годы было продано около 16 тысяч работ современных художников – это больше, чем на аукционах США, Англии и Франции, вместе взятых. Такое быстрое развитие стало реальным благодаря тому, что появилась возможность получать качественное художественное образование, а также инфраструктура, позволяющая художникам творить и выставлять свои работы в максимально комфортных условиях.
Самым ярким примером такой инфраструктуры является завод электроники 798, который находится в северной части района Чаоян, к юго-востоку от эстакады Дашаньцзе. В 80-е годы, в связи с рыночными реформами Дэн Сяопина, заводы лишились господдержки и постепенно становились саморазрушающимися индустриальными объектами города. С 1984 по 1993 год количество их сотрудников сократилось на 60%, а производство было в значительной степени свёрнуто ввиду убыточности. Все поменялось в 1995-м году, когда Академия изящных искусств Китая начала арендовать помещения 798 завода для мастерских. Уже в начале нулевых к ним присоединились многочисленные художники и культурные организации. В 2000 году Суй Цзяньго, декан факультета скульптуры, разместил там собственную студию, а в 2001 году техасец Роберт Бернелл открыл свой книжный магазин и офис на территории заводской столовой. Он был первым иностранцем, обосновавшимся в зоне искусств 798. Именно эти люди начали масштабный процесс ревитализации – открывая галереи, арт-центры, дизайнерские компании, рестораны и бары.
В 2002 году японец Табата Юкихито создал арт-галерею Beijing Tokyo Art Project на территории одного из заводских цехов и провел первую публичную выставку под названием «Пекин в движении». Это мероприятие собрало более 1000 посетителей. Позже в том же году дизайнер Хуан Жуй и фотограф Сюй Юн основали Space Gallery — вторую после Beijing Tokyo Art Project галерею на территории нынешней арт-зоны.
Сейчас район 798 – это единое огромное арт-пространство, развивающее урбан-культуру и ежегодно привлекающее миллионы туристов. Это множество муралов, скульптур, инсталляций и выставок. Кстати, у всех резидентов 798 есть только одно правило, которое они все решили единогласно соблюдать: не стирать надписи времён Культурной революции и подписывать каждую из них — «Маоистский китч».
Мы же предлагаем вам изучить, а лучше прогуляться по одному из самых неординарных арт-пространств мира, следуя нашей карте. Обращаем ваше внимание на то, что вход на территорию арт-зоны и всех выставочных залов является свободным и бесплатным.
Обязательно зайдите в галереи Star Gallery и Joy Art Space, которые поставили перед собой задачу находить и раскручивать молодых китайских художников, а также поддерживать таланты в их становлении. Они были основаны в 2005 году и стали платформой для таких китайских художников, как Чэнь Фэй, Чэнь Кэ, Гао Ю, Цзен Фаньчжи, Чжан Сяоган, и многих других.
Также мы предлагаем вам заглянуть в «Улленс» — центр современного искусства (UCCA), который был основан в 2007 году бельгийскими коллекционерами – Гаем и Мириам Улленс. Это независимый и некоммерческий центр искусств, цель которого – развитие современного китайского искусства путем проведения выставок и всевозможных мероприятий. Интерьер этого центра выполнен в стиле баухауз.
На нашей карте вы сможете найти галерею-мастерскую Bandi Panda House китайского художника-концептуалиста Чжао Банди, которого в народе часто называют человек-панда. Такое прозвище он получил, потому что использует в своем творчестве изображение панд, а это, как известно, символ Китая и китайского народа. Художник даже судился с компаниями Dreamworks и Paramount Pictures, за то, что они некорректно изобразили «Кунг-фу Панду», причем он не просил материального возмещения, а требовал извинений. Ведь «делая отцом панды утку, мультипликаторы не могли иметь иного намерения, кроме как оскорбить китайский народ», – утверждал Чжао Банди.
Арт-зона 798 − это единственное место в Китае, где, помимо работ местных мастеров, представлены школы современного искусства всего мира. Здесь свои экспозиции открыли художники из США, Японии и стран Европы. Также здесь проходили показы и презентации мировых брендов, таких как Christian Dior, Omega, Royal Dutch Shell и Audi. Кстати, на территории арт-зоны всё ещё продолжается индустриальная активность, и на фоне ярких афиш и стен, расписанных граффити, гости арт-зоны 798 могут наблюдать вырывающийся из трубопроводов пар или смотреть, как промышленные краны разгружают уголь.