История мужской украинской моды: 70–80-е годы

Стиль
05.06.2018
ТЕКСТ: Ярослав Лерман
Переходя в новое десятилетие, люди плавно получали больше возможностей, да и культурный бэкграунд становился богаче и комплекснее. Союз в меньшей мере стал выпадать из контекста, не отставал и Киев! Дефицит этому процессу с одной стороны дико мешал, а с другой – людям приходилось включать смекалку и придумывать абсолютно невероятные хитрости для того, чтобы выглядеть не как часть серой массы.
ПОДЕЛИТЬСЯ

Стоит обратить внимание на то, что об андрогинности говорить еще очень рано, но женский и мужской гардеробы активно обменивались между собой типами изделий и силуэтами. Такая себе унификация и прогресс мысли ретрофутуризма. По большому счету мужчины не носили только мини. Если смотреть на картинку в целом, то «мода» попрежнему осталась скорее женским занятием, и хорошо одетый парень наталкивал на определенные мысли, особенно старшее поколение, которое несло на своих плечах память о весьма тяжелых временах.

70-е усугубили настроение, заданное во второй половине 60-х – походить на звезд! Абсолютное отражение западной культуры, в которой стали появляться не просто звезды, а суперзвезды. Так, по вечерам и по выходным люди доставали отрезы цветастых тканей – и начиналось исследование, исследование руками: перебирались фотографии светской хроники, всплывали воспоминания, большие ножницы делали свое дело, швейные машинки цокали иглой и порождали рубашки с широкими воротами и прочие изделия с гиперболизированными элементами, в том числе и мужской клеш. Думаю, даже упоминать не стоит, что достать действительно интересные мужские (да и женские) вещи в магазине было на грани невозможного.

Очевидно, что катализатором всего нового были подростки! Ведь так хотелось прийти на дискотеку и танцевать в новых клешах, да так, чтобы на следующий день об этом гудела вся школа, а у входа тебя уже ждал директор. Дух свободы активно проникал в умы и гардеробы парней Союза.

Важным элементом, который тоже отражал общемировое настроение, были самозапринтованные футболки с надписями или просто окрашенные в узловой технике (почти как те, которыми были завалены полки магазинов последние несколько сезонов, но только с душой).

К концу десятилетия, когда все немного устали от хиппи и бохошика, а сафари было недостижимой фантазией, парни отдавали предпочтение приталенному силуэту: носили приталенные сорочки – ушивка по талии проходила чаще всего самостоятельно. Периодически низ клеенных брюк дополнительно декорировался звонкими элементами. Носили цветастые рубашки с очень длинными концами воротников – абсолютный крик периода диско, который был немного адаптирован советским человеком, и официальное предпочтение отдавалось записям, сделанным в дружественных Союзу странах. Причем подобный ворот мог быть выбран даже для самого строгого дресс-кода на работу: пусть даже костюм будет без горячо любимого клеша, но у шеи будет что-то родное и свободное.

В итоге все это было доведено до диффузного стиля – сочетания несочетаемого. Можно предположить, что так случилось еще и потому, что делали вещи из того, что удавалось отхватить, а как сочетать – уже придумывали по ходу дела.

Не стоит забывать и о том, что 70-е – колыбель спортивного стиля. К концу десятилетия в Союзе набирают популярность аэробика, фитнес и прочие атрибуты здорового образа жизни, которые больше раскроются уже в следующем десятилетии. Спортивный силуэт приобретают не только брюки, но и пиджаки, толстовки и юбки.

Кожаные пальто, которые мы видели на подиумах для следующего осенне-зимнего сезона, также были невероятно горячим элементом мужского гардероба! По большому счету цвета огра- ничивались только возможностями человека достать что-либо: будь то само пальто или краска для кожи. Чаще всего, конечно, предпочтение отдавалось черному и коричневому цветам, так как они не привлекали косых взглядов в сторону «товарища», выбравшего именно такую верхнюю одежду.

Важным элементом гардероба оставались нейлоновые мужские рубашки: сначала они были исключительно белыми,
а потом химчистки начали предлагать услуги окрашивания. К середине десятилетия свои позиции занял кримплен. Вещи «из- за стены» если и не появлялись на прилавках универмагов или той же «Березки», то развеивались особо активными любителями моды по всей территории страны. Особым шиком считались вещи и обувь из Югославии – самой модной соцстраны.

 

 

Лично я невероятно люблю фильмы, которые вышли в Союзе в 70-х. Чего только стоит «Служебный роман»! В этой картине можно отследить и очень четко прочувствовать моду вто- рой половины 70-х со всеми ее особенностями и колкостями. Так, Самохвалов, сыгранный Олегом Басилашвили – отличная иллюстрация людей, которые могли выезжать в социалистические страны и имели немного больше, чем простые граждане. Этот персонаж мог бы стать Мистером Бигом, появись книга
и сериал «Секс в большом городе» в Союзе. Новосельцев, в свою очередь, носил обычные костюмы, которые отличались напускным официозом положения и выглядели немного чужеродными, но деваться от этого было некуда, да и у самого Анатолия Ефремовича не было времени выдумывать и делать что-то из вышеперечисленного, так как на его плечах было двое маленьких мальчиков и очень важная статистическая работа. А жены не наблюдалось, туше.

Не менее показательный фильм – «Иван Васильевич меняет профессию». Богемная тематика позволяет взглянуть на то, как же выглядела «тусовка» того времени. Обаятельный преступник Жорж носит абсолютно знаковые стрижку и усы, а его водолазка наверняка была предметом зависти многих людей, так 
как достать хорошую было невероятным везением в то время. Шурик же скорее иллюстрировал нескучный кэжуал, который подавался очень органично и вписывался в сюжет (с одной стороны он – человек ученый, а с другой – молодой, ах да, и жена у него его – актриса).

Занимательно наблюдать за тем, как при всей идее одежды как утилитарной категории именно то, как выглядел герой, давало фильму новые платформы для коммуникации и дополнения основного повествования!

Страна стояла на грани больших перемен, потоки западных вещей наполнялись все сильнее (хотя от этого они не становились доступнее, ну разве что чуть-чуть). Начались 80-е.

Если охарактеризовать декаду, к которой в последнее время так любят реферить самые громкие имена,
то уж точно нельзя использовать слова
вроде «утонченная». Торжество идеи доведения всего до пика китчевости – вот что главное! Мода того времени отличается обилием красок и некой агрессивностью: в одежде, обуви, макияже. Широкие плечи, широкие ремни и пояса, завязанные на талии – вот вам и перевернутый треугольник! Наряды декорируются асимметричными треугольными вставками, бесчисленными карманами, рукавами «летучая мышь», вырез горловины – лодочка. Все перечисленное добавляет невероятной динамики силуэту, и, кажется, это уже не остановить!

Широченные вверху, со складками или
оборками у пояса и зауженные книзу, брюки-бананы были или однотонные (неоновый спектр), или разноцветные (с самыми
невероятными принтами, которые не
поддаются логическому объяснению). В магазине таких вещей не было, поэтому на помощь приходила наша старая подруга – швейная машинка. Покупался тик – ткань достаточно прочная, из нее шили наперники подушек. Популярность такого силуэта можно объяснить «спортивизацией» в конце 70-х.

Где-то с середины декады люди невероятно полюбили джинсы-варенки. Конечно же, в широкой продаже их не было. Их можно было достать у фарцовщиков (людей, которые перепро- давали купленное за границей), но это стоило больших денег, и не все могли себе это позволить. Поэтому при продолжающемся дефиците было изобретено несколько способов превращения обычных джинсов (или псевдоджинсов – джинсов, произведен- ные в странах социалистического содружества: Rula (Болгария), «Тверь» (СССР), Gold Foх (ГДР) или в Индии) в вареные. Чтобы псевдоджинсы превратить в желанную варенку, их кипятили
с отбеливателем, связывая узлами для придания характерного узора, варили с содой и хлоркой, после чего стирали в стиральной машине вместе с камнями или же катали (по джинсам прокатывался специальный валик, смоченный в «Белизне»,
и получались разводы). Вот варенка и готова!

Зимой пределом мечтаний были дутые куртки. Улавливаете иронию? Куртка- дутик – стеганая, из капрона (капрон тонкий
и мягкий, почти не шуршит), с утеплителем, застежки – молния и кнопки, цвета яркие: от сиреневых до ярко-желтых тонов, форма, как будто накачанная воздухом, напоминает костюм горнолыжника. Хотя что тут рассказывать: выгляните на улицу – мало что поменялось.
 В Союзе появились в 1984 году, производство в основном было финское, бывали и «более западные» экземпляры – японские.

Ближе к концу 80-х появилась такая культовая вещь, как джинсы-пирамиды. Особенно желанными стали такие джинсы светло-голубого цвета. Они были объемными сверху, зауженными книзу и подворачивались внизу манжетом. На закате СССР в легендарных светлых джинсах с верблюдом на заднем кармане рассекали буквально все.

Красивой обуви в свободной продаже нет! Кроссовки носили с джинсами и мужчины, и женщины. Настоящая фирмá стоила дорого, ее доставали с большим трудом через людей, которые имели возможность выезжать. Иногда нефирменные кроссовки «выбрасывали» в магазинах, но неплохие и недорогие – румынские «Ромики» или чешские «Цебо». Ну а потом уже появились московские «Адики».

Дикую популярность снискали лоферы, с кисточками, в основном черные и коричневые. Под них надевались белые носки. Вообще белые носки надевались не только с ними, но с лоферами – это был высший шик. В этом можно проследить желание «походить на звезд», которое обретало все более обыденный характер.

Легко заметить, что, по сравнению с прошлой декадой, 80-е были более свободными и комфортными, а вот гардеробы мужчин и женщин стали пересекаться немного реже. Общее настроение людей было довольно наэлектризованным, все подсознательно готовились к новому этапу, но никто еще не понимал, что же их ждет совсем скоро.

Снова посмотрим в сторону кинопроизводства: в ленте «Любовь и голуби» нам показывают обычных людей в типичной для них обстановке. В плане общего стайлинга картинка все-таки притянута, но общие тенденции, описанные выше, прослеживаются очень явно.

А вот в «Самой обаятельной и привлекательной» вообще есть потрясающий персонаж-мужчина, простотаки иллюстрация декады. Абсолютный стиляга Володя Смирнов носит заграничные свитера, слушает модную музыку, да и в целом хорошо собой, именно поэтому героиня Ирины Муравьевой в него так влюбляется и соглашается на трансформацию с помощью своей подруги Сусанны. Между прочим, сцена у фарцовщика – отличный пример того, как же проходили шопинг-сессии в то время!

И как венец всего я просто не могу промолчать о фильме «Интердевочка». Его я впервые посмотрел лет в 12, и меня просто поразила визуальная наполненность этой картины (о том, как я плакал в момент встречи Тани Зайцевой с отцом я лучше промолчу). Тут мы видим девушек, которые «имели возможность» и мужчин, окружавших их. Да, в плане мужского костюма в картине не так много интересного, но картина дает четкое понимание того, как же дышалось советскому народу на заре больших перемен.

Совсем скоро занавес падет окончательно, новостные сводки будут походить на компиляции некрологов, а дорогие рестораны займут люди в малиновых пиджаках. Мы с вами посмотрим, как же была уничтожена легкая промышленность и где именно родилась та самая украинская мода.

Читайте также историю мужской украинской моды: 50–60-е годы

 Илюстратор: Юлия Гордиенко

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).