Женщины в искусстве: Мэри Кассет — американская импрессионистка, феминистка и соратница Эдгара Дега

Мистецтво
04.05.2018
ПОДІЛИТИСЯ
ПОДІЛИТИСЯ

Только представьте: Франция, конец XIX века, размеренный стиль и строгий канон в искусстве. И тут двое друзей, двое импрессионистов, Эдгар Дега и Мэри Кассет, бросают вызов парижскому Салону своими яркими работами.

В рамках спецпроекта с видеолекторием WiseCow рассказываем о знаменитых женщинах в истории искусства. Сегодня героиней стала американская импрессионистка и феминистка Мэри Кассет.

«Умывающаяся женщина»

Мэри родилась в обеспеченной семье банкиров из Пенсильвании, с детства путешествовала и могла выбрать любую профессию, но решила стать художницей. Это не слишком понравилось родителям, но еще больше они встревожились от увлечения идеями феминизма. В пятнадцать лет Мэри все-таки начала заниматься в Пенсильванской Академии изобразительного искусства в Филадельфии. Тогда уже не единицы, а около четверти слушателей были женщинами, но как и во времена Артемизии Джентилески или Элизабет Виже-Лебрен, занятия живописью были скорее способом «добрать баллов» в гонке за удачным замужеством, чем работой по зову сердца. Кроме того, с эпохи Ренессанса не слишком изменился и подход – женщинам запрещали использовать живые модели для обучения. Мэри страшно раздражало такое отношение, так что вскоре она бросила учебу ради самообразования, а в 22 года и вовсе перебралась в Париж.

В столице Франции Кассет стала учиться еще активнее, получив разрешение на копирование работ в Лувре. В музее происходила и вся социальная активность: ни американские, ни даже французские студентки не могли посещать кафе и салоны, в которых общался авангард. Так что музей был не только местом для учебы, а еще и для общения.

В 1872 году, после того как Мэри изучила искусство в крупных европейских музеях, поработала с Камилем Писсарро и смогла добиться расположения публики, ее первое полотно допустили к показу в Парижском Салоне. Но победа была недолгой – критики разгромили работу Мэри, утверждая, что цвета полотна чересчур яркие, а портреты ее руки и вовсе слишком точные, чтобы соответствовать оригиналу.

Неудивительно, что, когда Мэри впервые увидела пастели Эдгара Дега в окне одного из магазинов, ее мир перевернулся: оказалось, она не единственная, кто готов бросить вызов канонам Салона. Сама Мэри писала об этом так:  «Это изменило мою жизнь. Я увидела искусство таким, каким я хотела его увидеть».

Она встретилась с Дега в 1874 году, и он пригласил ее принять участие в выставке импрессионистов. Спустя пару лет ее работы появились в экспозиции, а вместе с Дега они совершенствовались в использовании пастели. В это же время Мэри рисует свою знаменитую картину «Девочка в голубом кресле», которую искусствовед Петра Чу назвала «радикально новым образом детства». Это едва ли не первый в искусстве образ  уставшего и раздраженного ребенка – раньше на картинах изображали детей в образах кукол или сказочных херувимов.

Кассет написала: «Я люблю рисовать детей. Они просто потрясающе естественные и правдивые». Натурализм, который можно увидеть в образе маленькой девочки, стал яркой чертой более поздних картин Мэри, на которых она часто изображала балерин, женщин или детей.

Вскоре после успехов импрессионистов Кассет бросила живопись, чтобы ухаживать за своей матерью и сестрой, которые заболели после переезда в Париж. Спасти сестру не удалось, но, когда мама пошла на поправку, у Мэри появилась возможность рисовать снова. К импрессионизму она не вернулась – теперь она не ассоциировала себя с каким-то движением и постоянно экспериментировала. Впрочем, ключевая тема ее работ – женские образы, социальные сцены из жизни девушек, связь матери и ребенка – никуда не делась. Даже в произведениях на японский манер девушки продолжали появляться в привычных бытовых образах.

В 1915 году Мэри уже не рисовала из-за проблем со здоровьем, но не могла не поддержать движение за предоставления избирательного права женщинам и показала восемнадцать своих работ на выставке в поддержку акции. Это даже вызвало большой скандал среди родственников Мэри, которые не поддерживали подобные идеи. В ответ она продала предназначавшуюся им картину Национальной галерее в Вашингтоне. 

Работы Мэри – это не только портреты «женщин с детьми». Она была своего рода кумиром для молодых американских авторов, вдохновляла художественные группы, например канадскую «Бивер Холл», помогала художникам и активистам, постоянно экспериментировала и до самой смерти отстаивала свои убеждения. И в то же время создавала удивительно трогательные и теплые работы, своего рода стоп-кадры личной жизни, истории о бытовом и семейном. Смело можно сказать – так, как изображала девушек Мэри, до того момента не рисовал никто.

Автор курса: Мариам Найем
Редактор: Александра Малевич

ПОДІЛИТИСЯ
На сайті доступні аудіозаписи статей, підкасти і рекомендації стилістів в аудіо-форматі. Такі матеріали відмічені відповідним знаком(зліва).