Мода золотого века Голливуда: 1920-е

Тренди
11.12.2019
ПОДІЛИТИСЯ
Первые модные коллаборации и стремительный феминизм
ПОДІЛИТИСЯ

"Мы нашли настоящий рецепт успеха — это непрерывный показ мод!" — так великая звезда кино Глория Свенсон говорила о своей работе с режиссёром Сесиллом Демилем, а это были целых 6 фильмов. Первым из них был "Мужчина и женщина" 1919 года: дизайнер Поль Гриб создал для Свенсон платье, которое она описывала как "Полностью изготовленное из жемчуга, с головным убором из павлиньих перьев такого же белого цвета". Из-за длинного шлейфа актрисе приходилось передвигаться на пробковой подошве высотой в 5 сантиметров. Так начиналась эра непревзойдённого гламура, роскоши и безграничного поклонения кинозвёздам.

Сотрудничество моды и кино вышло более чем взаимовыгодным: кутюрье получили широкую известность в обществе, а мода — распространение и тиражируемость. А выражение "голливудский шик" теперь неизменно ассоциируется у нас с элегантностью, драматическим лоском и особой внешней магией.

 

В 1920-е набирала обороты индустриализация и таким же стремительным было общество, постепенно охватываемое новыми идеями и увлечениями. Облик новой эпохи определяли женщины — эмансипированные, раскованные, пребывающие в постоянном движении. Одержимые идеей равенства, девушки размывали свою женственность с помощью коротких стрижек, курения, угловатых повадок и особенно одежды. В платье длиной до колена, с линией талии, опущенной на бёдра, и в маленькой шапочке, девушка нового поколения скорее походила на взбалмошного мальчишку, чем на женщину. Не желавшие быть похожими на пассивных почтенных дам прошлых десятилетий, "эмансипе", или "гарсонетки", как их называли, олицетворяли собой яркую сексуальность, андрогинность, желание веселиться и стремление к личной свободе и самоопределению в обществе.

Другая сторона эмансипации — роковые женщины, часто носившие мужскую одежду, таинственные и дерзкие, ведущие подчас дикий образ жизни, но от этого еще более соблазнительные. Всех этих женщин увлекало всё новое, что только могло возникнуть в городской среде: музыка, сплетни, шумные дэнсинги или speakeasy-бары, выборы, политика, технические новинки и, конечно, мода.

Мода не заставила себя долго ждать и во всей красе предстала перед зрителями на экранах, доведенная до божественного абсолюта голливудскими мастерами. К работе над кассовыми фильмами приглашали самых талантливых модельеров, и те создавали для кино лучшие свои произведения, ведь призвано всё это было поразить и увлечь в чудесный мир грёз, да и лучшей рекламы, чем демонстрация своего творения на кумире, не придумаешь.

Глория Свенсон была первой модной иконой в кино и первой звездой, создавшей своего рода творческую коллаборацию с модельером. Это была коллекция роскошных нарядов из жемчуга и перьев, разработанная совместно с художником по костюмам Клэр Уэст. Блистательная актриса в нарядах из новой коллекции поражала публику своими выходами до глубины души. Каждая девушка мечтала наряжаться как Свенсон. Также актриса пригласила парижского модельера Рене Юбера в Голливуд после съёмок во Франции в картине Леона Перре "Мадам Сен-Жан". Такая интеграция европейского духа аристократизма в американскую моду происходила регулярно благодаря продюсерам, актёрам и режиссёрам, привозившим идеи со всемирных выставок, и художникам, декораторам и модельерам из Лондона, Рима, Парижа и Вены.

Голливуд, созданный иммигрантами, был подчинен идее эскапизма. Люди, бежавшие от тирании, режимов и ограничений из десятков других стран, основали своего рода сказочное запределье Голливуд — свободную землю, на которой процветали равенство, терпимость, богатство и имелось необъятное поле для самореализации. Именно в Голливуде был создан уникальный сплав из эротики, моды, оптимизма, демократии, очаровательного декадентства, тяги к потреблению и стремления подражать аристократии, который и определил облик гламура на столетие вперед. Получился добротный абсолют красоты и шика, который пришелся по вкусу всем и соответствовал представлениям публики о лучшей реальности.

Кумирами публики всё еще были звёзды немого кино и те актёры, которые сумели достойно перейти в звуковое. Кроме Глории Свенсон, которая получила беспрецедентную славу на многие десятилетия, сердцами людей владели такие актрисы, как Теда Бара — роковая женщина-вамп с пронзительными чертами лица, Луиза Брукс — каноническая гарсонетка с угольно-черным бобом и обольстительным взглядом, Клара Боу, Эвелин Брент, для которой создавал наряды Трэвис Бантон, юная Джоан Кроуфорд, Барбара Стэнвик и Грета Гарбо. Бездонные, полные поэтической печали глаза Гарбо вообще сводили с ума тысячи поклонников.

Публика пристально следила за каждым появлением своих кумиров, стремясь ухватить тот особый колдовской шлейф, тянувшийся за ними, — порождение мифотворчества и красивой жизни, наполненной поездками, съёмками, ужинами, приёмами и сплошными нарядами. Соблюдая грань между новомодными силуэтами гарсонеток и элегантностью высшего света, Голливуд изобрёл образ современной богини — достаточно модной, чтобы восхищать широкую публику, и достаточно блистательной, чтобы поддерживать ощущение недосягаемости.
Так, платья кинодив имели актуальные прямые силуэты, скрывающие изгибы тела, но часто дополнялись шлейфами, мягкими кринолинами, расшивались драгоценными камнями, люрексом, жемчугом и перьями экзотических птиц. На создание таких нарядов уходили метры парчи, шелка, муслина и тафты, километры золотых и серебряных нитей и тысячи бусин. Простоту силуэтов кутюрье компенсировали богатым декором.

Охваченные повальной модой на экзотику, спиритизмом и фантазиями о странах Востока, модницы 1920-х с удовольствием носили брюки-шальвары, платки и шали с бахромой, гремели множеством браслетов и диковинных серёжек, отделка же верхней одежды или вечерних платьев повторяла растительные и анималистические мотивы ар-нуво, а после — геометрию ар-деко. Женщины носили как острые укороченные прически боб, так и уложенные в минималистичную форму волнистые волосы — в обоих случаях главным критерием были удобство и отход от традиционной женственности начала века. Среди прославленных модельеров того времени с Голливудом сотрудничали Адриан, Жан Пату и Коко Шанель — дизайнеры пропагандировали комфорт, свободу движений и новую городскую элегантность.

Кинодивы и светские модницы 1920-х напоминали сказочных птиц или цветы, завернутые в меховые манто по самую макушку, звенящие россыпями стекляруса, которым расшивали платья, манящие драматично затемнёнными взглядами. Сумрачные или нежные, экзальтированные, динамичные, в экзотическом оперении, стучащие каблуками под чарльстон или щеголяющие в мужских тройках, женщины всё еще выполняли функцию украшения действительности, однако были свободны, уверены в себе и несли очень важную идею свободы и наслаждения жизнью.

Голливуд, с его квинтэссенцией красивой жизни, оказал огромное влияние на общество, уровень потребления и визуальную культуру, определив главным примером для подражания актера — мифическое существо, рожденное в колдовском зелье из порочности, театрального аристократизма, роскоши, эскапизма и вечного праздника. 

Gucci SS 2012, Armani Prive SS 2019, Armani Prive SS 2017, Armani Prive Fall 2016, Gucci SS 2012

 

Ralph Lauren Fall 2012, Armani Prive Fall 2019, John Galliano Fall 2007, John Galliano Fall 2007, John Galliano Fall 2007

 

Ralph Lauren SS 2012, Ralph Lauren SS 2012, Ralph Lauren SS 2012, Ralph Lauren Fall 2012, Roberto Cavalli Fall 2011, Roberto Cavalli SS 2012

 

Christian Dior SS 1998 Джоан Кроуфорд Барбара Стэнвик Грета Гарбо Луиза Брукс Наряд Жана Пату, 1921 Глория Свенсон Луиза Брукс

Читайте также: История кино: Как пуританский кодекс Хейса подарил нам Новый Голливуд

ПОДІЛИТИСЯ
На сайті доступні аудіозаписи статей, підкасти і рекомендації стилістів в аудіо-форматі. Такі матеріали відмічені відповідним знаком(зліва).