Первой в Украине выставка в рамках Тбилисской архитектурной биеннале открылась в Ивано-Франковске на заводе «Промприлад», на котором сейчас команда Промприлад.Реновація, при участии местных культурных инициатив и архитектурного бюро FORMA, работает над ревитализацией пространства (к слову, состоящего из 28000 м², на части из которых до сих пор происходят производственные работы); в Киеве — в 13-м павильоне на ВДНХ, в Национальном художественном музее Украины и в заброшенном бювете «Джерело» на улице Богдана Хмельницкого; в Днепре — в Центре для современной культуры. В каждом из городов проекты были реализованы командой MetaLab при поддержке Украинского культурного фонда и Креативной Европы.
«Филиал» Тбилисской биеннале в Украине был организован молодой украинской институцией MetaLab, которая базируется в Ивано-Франковске на «Промпрыладе» и специализируется на проектах, связанных с урбанизмом и современным искусством. Участница от институции уже принимала участие в первом выпуске биеннале в 2018 году: тогда Анна Доброва сдружилась с коллективом биеннале в Тбилиси. MetaLab принимала участие в кураторской группе и в жюри конкурса для биеннале 2020 года и когда стало понятно, что в связи с карантином участники, чьи проекты были отобраны, не смогут приехать в Грузию и реализовать проекты на местах, предложила показать часть в Украине. Так украинские зрители имели возможность увидеть проекты как местных авторов, так и международных, и присоединиться к дискуссиям вокруг работы с архитектурными объектами, публичным и частными пространствами на территории постсоветских стран.
В Киеве архитектурные проекты и исследования были показаны в 13-м павильоне на ВДНХ, кроме одного — проекта The hotel, the sanatorium, the pension & their refugee`s rooms Богданы Косминой и Николая Ридного, посвященного временному жилью переселенцев и показанного сперва как физический объект — комнату без стен — на заднем дворе НХМУ, затем презентованного во впервые за 20 лет «заработавшем» заброшенном бювете «Джерело». 13-й павильон экспоцентра ВДНХ — это бывший павильон угольной промышленности, который сперва, в 1950-х, состоял из макета шахты в натуральную величину (наземную и подземную части), а затем, в 1960-х, по проекту архитектора С. С. Павловского был дополнен зданием павильона, которое существует до сих пор. Здание павильона — это модернистская постройка с большими окнами, которые делают ее похожей на гигантский аквариум со специально оборудованной люстрой, состоящей из прямоугольных пластин для рассеивания света, в центре которой заложен вход в реалистично исполненную реплику угольной шахты. В шахте есть и красные фонари, и туннели, и вагонетка, и специально выделенные на стенах туннеля места для экспозиции.
Во времена СССР в шахте проводили выставки, посвященные угледобыче, куда водили с экскурсиями школьников. Сейчас лаконичное модернистское здание 13-го павильона, как и многие другие на территории ВДНХ, лишено фокуса. Площадки построены советами для показа достижений индустрии региона, некоторые из них выполнены с элементами архитектурного стиля разных эпох и культур, но все в холодном, отстраненно-горделивом сером цвете, со вкраплениями золотых вставок, — сегодня отданы под аренду: кафе, баров, велостоянок и других увеселительных аттракций, как, например, Музей науки и зоопарк. Подобное хаотичное коммерческое использование памятника архитектуры соседствует с некоторыми культурными и социально направленными инициативами. Так в 13-м павильоне до недавнего времени базировалась платформа для синтеза искусств Carbon. Павильон был предоставлен дирекцией экспоцентра на безоплатной основе с целью развития места. Далее, с миссией привлечь внимание культурного сообщества к альтернативному центровым площадкам месту MetaLab, решили показать часть Тбилисской архитектурной биеннале в «угольном» павильоне на ВДНХ.
«Что между нами общего» — тема 2-й Тбилисской архитектурной биеннале. В Киеве выставка предлагает варианты того, как сожительствовать в публичном пространстве и что делать в ситуациях потери или невозможности иметь дом, как действовать осознанно на «своей» территории и на общей — ведь наша самость влияет и на нашу общность. Об осознанном взаимодействии с окружающими предметами и своим собственном домом — работа Networked Homes коллектива Центра пространственных технологий (участники: Максим Рохманийко, Анастасия Чаур, Светлана Усиченко, Орест Яремчук, Дарина, Николай Головко). Экспонированная в виде выложенных на полу павильона предметов бытового обихода — старых дверей, переходников, ламп, проводов, цветов, частей санузла и прочего — работа Networked Homes рассказывает об углеродном следе, который оставляет каждый из объектов дома. Сам же коллектив ставит перед собой задачу найти значения этого следа и внести их будущие расчеты в ремонтные и другие работы по дому.
Коллектив Центра пространственных технологий функционирует как исследовательская платформа, в которой участники работают в сферах архитектуры, дизайна и образования с целью разработать проекты, формирующие городскую жизнь будущего. Работая над ремонтом своего офиса в Киеве, коллектив решил осмыслить те действия и траты, которые типично производятся во время ремонта в городе. Так был осуществлен проект Networked Homes. Как он представлен на биеннале? В виде исследования, реализованного через демонстрацию предметов, сферы и сроков их употребления (например, средняя продолжительность функционирования деревянной двери — 100 лет), а также подсчета углеродного следа, который остается после проведения ремонтных работ (например, отделка штукатуркой). Не всегда мы задумываемся, что происходит с окружающей средой, когда мы пользуемся той или иной вещью, и это также не всегда учитывается компаниями при просчетах того или иного строительства. Например, не все старые окна нужно тут же менять — при определенном качестве отопления это может быть лишней тратой денег и вредным выбросом в атмосферу. Сейчас практика осознанного потребления все больше становится частью ежедневной рутины (сортировка мусора, переиспользование вещей), так же мыслит команда Центра и в подходе к работе с домом как на частном уровне, так и на корпоративном.
Неэкологичность перепроизводства вещей породила идею их повторного использования. Если раньше можно было заметить некую брезгливость в отношении старого («поношенного»), то сейчас мышление, которое требовало все время «нового», постепенно вытесняется «экологичным». Это проявляется во взгляде на окружающие нас предметы: мы замечаем и часто коллекционируем те единичные объекты, которые были смастерены собственноручно. Соседствующая в экспозиции с Networked Homes коллектива Центра пространственных технологий — работа Understructures группы, состоящей из архитектора Дмитрия Михеева, дизайнера интерьеров Анны Рябовой и художника Виктора Глущенко. Группа представила ранее найденные, купленные и сохраненные строительные козлы и другие наскоро сделанные на стройке объекты. Аккуратно выставленные в пространстве, подсвеченные мягким желтым светом, строительные козлы тут же нашли себе место среди «интерьера» павильона: их использовали как стулья и столики во время дискуссий.
На одну из таких дискуссий был приглашен строительный эксперт и руководитель проектов по строительству Виталий Борисенко. Вместе с ним участники группы обсуждали возможность повторного использования козлов и других предметов построенной строителями мебели, ссылаясь на их удобность и простоту, которая может украсить интерьер лучше любого заводского изделия. Такая довольно эстетски выстроенная линия работы Understructures ведет к, во-первых, вопросу сохранения предметов труда и внимательного к ним «присмотрения» (вдруг смастеренная табуретка во время ремонта и дальше пригодится) и, во-вторых, вопросу переработки материалов на местах и тому, как легко и часто эргономично это можно использовать — ведь такие предметы мебели сделаны из тех досок и отбросов, которые остаются после демонтажа перед стройкой или ремонтом. Работа Understructures напомнила проект «Козлы-жилища» Тараса Каменного, в котором он с критической позиции рассматривает строительные козлы как временные дома рабочих, которые они вынуждены сооружать ввиду неорганизованных условий труда. Об этом же говорил и прораб во время биеннальской дискуссии: наличие подобной временной мебели на стройке говорит о шатком финансовом положении заказчика, а использование строительных козлов и вовсе противоречит нормам безопасности.
Диалог между работами Networked Homes и Understructures произошел ненамеренно. Куратор Анна Доброва вместе с участниками коллективов сами с интересом заметили, как во время презентаций высказали общие для их проектов тезисы: перепроизводство мотивирует к бережному отношению к предметам вокруг и нахождению новых путей для продолжения использования старых, но функционирующих вещей; вопросы обеспечения безопасных условий труда также сопутствуют грамотному расчету последствий после проведения тех или иных строительных работ. Вопрос трудовых отношений между участниками процесса на стройке был в большей мере затронут в работе Understructures, но при этом коснулся проблемы функционирования 13 павильона в целом. После того, как платформа Carbon прекратила свою работу в нем зимой 2019 года, павильон 13 был объявлен новым арендатором владельцем отеля BURSA и компании BURSAtelier Василием Гроголем и архитектором Славой Балбеком как пространства, в котором будет создан новый центр современной культуры. На данный момент такой институции не было создано и сам павильон находится без присмотра.
Тбилисская архитектурная биеннале обнажила проблемы мест, в которых мы живем и работаем, и обратила внимание на многоуровневость окружающих нас пространств, которые мы не замечаем. Тесная работа украинских институций с Тбилисской архитектурной биеннале и презентация части проектов в Ивано-Франковске, Киеве и Днепре дала возможность реализовать свои проекты молодым специалистам и спровоцировать дискуссию в кругу заинтересованных местных сообществ.
Читайте также: Художник Сергей Святченко представил совместную коллекцию с датским брендом AN IVY