Сегодня Даша Карелина, соучредитель дизайн-бюро K-band и практикующий дизайнер интерьера, заглянула в гости к Нате Жижченко, солистке и идеологу музыкального проекта ONUKA.
Концепция сегодняшней беседы — не успехи Наты как состоявшегося музыканта, а жилое пространство и дизайн окружения, которое так или иначе влияет на нашу жизнь.
Давайте отмотаем время немного назад. Расскажите, где, в каких стенах прошли ваши детские годы? Что вас окружало? Возможно, что-то особенно запомнилось: цвет стен или какие-то нюансы?
Мое детство прошло в спальном районе Киева — на Воскресенке, на 9-м этаже типичной многоэтажки, очень похожей на ту, что в «Иронии судьбы». Естественно, на стенах висели ковры. Я хорошо помню момент, когда мама приняла радикальное решение их снять. Мы их выбросили. Вообще, моя мама – анти-Плюшкин. Детскую одежду, игрушки за ненадобностью она отдает на благотворительность. Зато обновляется пространство. Основное правило: если вещь не доставалась год — от нее нужно избавиться, за исключением вещей с ценной памятью.
А как с братом делили комнату?
Так получилось, что у нас была 3-комнатная квартира, и, когда я начала учиться в школе, он уехал в другой город. Комната была в моем распоряжении. Когда он вернулся, уехала уже я. То есть мы с ним одновременно никогда не жили в одной комнате. У меня было свое пространство. Я его украшала, как мне хотелось. Делала какие-то странные вещи. Задрапировала ковер тканью, на него крепила разные постеры. Ну, конечно, если сейчас на это смотреть, то это какая-то сумасшедшая эклектика, но тогда мне казалось, что это уход от серых будней. Все было в постерах. Из детства остался вот этот один-единственный постер Bjork Debut. Мне его привезли из Лондона, это была моя самая большая ценность. И к тому же это единственная вещь из детства, которая со мной осталась.
В вашем творчестве чувствуется ее влияние.
Я восхищаюсь ею и ее творчеством. Мне кажется, что она какой-то инопланетянин.
Был ли у вас дома какой-то страшный шкаф или темное место, которого вы боялись?
Помню, что боялась темного коридора, наверное, как и все в детстве. Помню, посмотрела с мамой в кинотеатре «Кошмар на улице Вязов». Мы были в Крыму, я увидела афишу и предложила маме пойти в кино. Она меня спросила: «Ты не будешь бояться? Это ужасы». Конечно же, я ответила, что не буду бояться. Мне было 7 лет. В зале было человек 10, и на каждом страшном моменте я визжала ─ и весь зал смеялся. Я боялась ванной и канализационного стока, его я, кстати, до сих пор побаиваюсь, особенно в бассейне.
А домашние питомцы в детстве были?
Были морские свинки, хомячки, скажем так, легкий вариант. А Пиф – это первая собака, которая осознанная. И теперь я без него не представляю свою жизнь. Пифа даже в рекламе как-то снимали, но потом вырезали. Мы ему этого не говорили, чтоб не расстроился, но гонорар он получил.
Расскажите про ваше первое самостоятельное жилье. При каких обстоятельствах оно появилось и что из себя представляло?
Так получилось, что все квартиры, в которых я жила, находились на Подоле и снимала я их совместно с Женей. «Царские» старинные дома. Возможно, поэтому мы сейчас живем на Осокорках, потому что старые дома очень надоели в плане проблем с коммуникациями (вода, электричество, проводка).
Первая квартира была на Нижнем Валу в старинном доме. Для меня удивительным было то, что уборная в высоту была, не знаю, во сколько раз больше, чем в ширину. Байконур какой-то.
После этой квартиры мы нашли квартиру на Волошской. Ее сдавал дедушка. Это была та пора, когда еще не было фото в объявлении, как сейчас, только адрес и короткое описание. Старинный дом, с высоченными, опять-таки, потолками, средний ремонт. И тут открывается балкон, а там шикарный вид на Днепр! И в объявлении об этом — ни слова. В этот момент дедуля выдал: «Жизнь ─ она как вода». Долго раздумывать не стали.
На этом балконе я сделала бар. Заказала доску в строительном магазине по размерам. Туда поставили виниловый проигрыватель. Притом что балкон был обычной конфигурации, на нем помещалось до 12-ти человек. Я не понимаю, как это происходило. Мы встречали там рассветы и закаты. Это, пожалуй, самое романтическое воспоминание о Подоле.
Бывали истории, когда соседи жаловались на вас?
В основном относились с уважением и пониманием. Знали, кто мы, ходили на наши концерты. Всего пару раз полицию вызывали.
Часто у вас сейчас собирается шумная компания?
Квартира на Подоле не пустовала, это была точка сбора. Кто-то уехал, кто-то приехал, постоянно в квартире находилось человек 5-10. Тем не менее это никого не напрягало, было весело. Была такая тусовочная добрая квартира.
Здесь, в нашей новой квартире, уже не собирается практически никто. На этот берег мало кто доезжает. Повзрослели, у кого-то появились дети, и они уже не тусуют так, как раньше. Эта квартира скучная, но зато здесь есть вода, свет, тепло и это новый дом. Мы очень хотели новый дом. Мы заселились одни из первых и где-то 3 месяца жили сами в целом доме.
Вы не так давно узаконили ваши отношения. Есть какие-то мысли по поводу собственного жилья?
Я думаю, что покупать жилье – это как-то старо и типично, что ли. Как было у родителей: жениться, квартира, машина, дети. Это настолько банально. Мне больше нравится возможность пожить в разных местах.
У нас с Женей есть план «Жизнь в рюкзаке». Если складываются какие-то экстренные обстоятельства, мы упаковываем в рюкзак все необходимые вещи, берем собаку, сопилку и уходим на новое место. Прирастать к вещам – это, на мой взгляд, неправильно.
Женя недавно был на одной лекции, там выступал Гусовский. Он рассказал про случай, когда у соседа на этаж ниже случился пожар. Сообразив, что у него есть от силы 5-7минут, он собрал паспорта и документы. После этого открыл шкаф и задумался о том, какой костюм сейчас взять: этот или тот, все же хорошие. Это лучшее, что произошло с ним в жизни, говорил Гусовский. Полная переоценка ценностей, изменилось отношение к вещам.
Мне кажется, надо накапливать эмоции и впечатления, друзей, людей, общение, а не вещи.
И в то же время есть предметы искусства и дорогие сердцу вещи. Как вы к ним относитесь?
Безусловно, есть вещи особенные. Иногда это какая-то безделушка, но тем не менее она много значит для меня. Вот, например, мне подарили лампу на свадьбу. Она мне безумно нравится и напоминает мне лампу сталинских времен. К тому же от нее очень теплый свет. Она старше нас с Женей. Выглядит как Ноев ковчег, ну, по крайней мере, отголоски этого есть.
Какой район в Киеве вас привлекает больше остальных?
Любимый район – Подол, так и остался. Но там действительно мало новых домов, а тем более с видом на Днепр.
А трамвай на Подоле не беспокоил?
В то время, когда мы там жили, у меня был мопед и беспокоили рельсы. Много раз падала. Но в том месте их уже сняли.
Какое помещение в квартире для вас имеет наиболее важное, особенное значение?
Кухня. Если она с балконом, то это еще лучше.
Вы любите готовить?
Люблю. Раньше готовила много, причем это были торты или сложные блюда. Но сейчас для этого нет свободного времени, да и с диетами к еде меняется отношение.
Готовлю в нашей семье только я: Женя, бывает, раз в пару лет что-то приготовит. А больше всего я люблю завтраки.
Без какого прибора или техники вы не представляете себе свою кухню?
Нет такого прибора. А вот без электричества в этой квартире… У нас отключается бойлер, плита ─ и все, квартира превращается в средневековое пространство. Чай сделать невозможно, холодильник, интернет и лифт не работают. Вообще, я люблю газовые плиты, аналоговые чайники, а этот момент, когда вечером включен газ и от него синее сияние исходит… Я понимаю, возможно, это пережитки прошлого, но так атмосферно!
Ваше мнение о получившем у нас широкое распространение стиле loft? Какая стилистика в интерьере вам нравится?
Мне не нравится популярная у нас тенденция: появляется что-то интересное и тут же становится массовым и попсовым. Подсознательно начинаешь это отрицать, хотя в действительности перед тобой что-то интересное.
Мне нравятся старинные квартиры, со скрипучим паркетом. Естественно, ванная комната должна быть новая, с ремонтом. А Женя такое не любит, говорит, это бабушкины квартиры. Но интерьер с налетом украинского советского дизайна по-своему неповторим. В нем присутствуют уникальные орнаменты и этнические детали. Мне хотелось одно время, чтобы у ONUKA был дизайн с такими элементами. Что-то этническое, национальное вплеталось и образовывало нечто новое и современное. Для меня, наверное, именно это эталон дизайна.
При этом, если говорить про дом, который когда-нибудь будет, то я бы хотела, чтобы его интерьер был в минимализме и тем не менее там присутствовали этнические детали и дерево, не сруб, конечно. У моего дедушки была мастерская, и я с детства помню этот запах свежеспиленной древесины и стружек. Для меня это запах дома, уюта. Как аромат свежевыпеченного хлеба.
Изделия дедушки фигурировали в оформлении домашнего интерьера?
Он музыкальный мастер, поэтому в основном я использую его работы на концертах: трещотка, окарина, бич-хлопушка. Он не делал никаких предметов мебели, а вот его отец, мой прадедушка, был мебельным мастером. В доме, в котором живет бабушка в Чернигове, он сделал практически всю мебель собственными руками. Этому дому уже больше ста лет, и я его очень люблю. Там мебель с резьбой, с сукном, есть тройные трюмо с зеркалами. Этой мебели уже больше 70-ти лет, но все сохранилось, все ящики открываются, все механизмы работают. Ценность этих вещей абсолютно другая.
Когда проводите время дома, за каким занятием чаще всего?
В спальне провожу минимум активного времени, мы здесь только смотрим кино на проекторе и спим. Чаще всего мы с Женей проводим время на кухне. Сидим за ноутами в работе – это 90 % времени дома. Если есть время, то с собакой на балконе или на прогулке.
Назовите 3 предмета, без которых вы не представляете себе свою гостиную.
У меня есть электрический самовар, который мне когда-то подарил дедушка. Наверное, именно он был бы первым неотъемлемым предметом гостиной. Однозначно, в моей гостиной не будет никакого телевизора и никакого экрана, если честно, желательно, чтоб в этой комнате вообще интернета не было. Второй предмет – стеллаж с книгами. Третий – это какая-то лежанка-тахта, на которой удобно разместиться почитать, подумать. Хотя я не знаю, сейчас все так меняется быстро. Если бы были дети, то, скорее всего, все выглядело бы по-другому.
Часто ли вы делаете перестановку или нравится, когда все занимает свое четко отведенное место?
В детстве я это ой как любила. Маму заставляла делать перестановку часто, хотя, что там переставлять: ковер перевесил с одной стенки на другую – и готово. Тем не менее она поддавалась на мои провокации. Папе это не очень нравилось. Он консервативен, а мама наоборот – легкая на подъем.
Сейчас все изменилось. Я настолько быстро живу, что нужно знать точно, где что лежит, и если кто-то что-то переставит, то у меня случится эррор. Даже когда я живу в гостинице или в каком-то новом месте, то складываю все мелочи в своем порядке. Я от этого получаю удовольствие. Это такой мой упорядоченный хаос.
Есть такой мультик, мне кто-то советовал: про мир, в котором все параллельно, симметрично и ровно, и там жила девочка, которая делала все наоборот. Надо его найти и посмотреть — возможно, он как-то на меня повлияет.
Что в интерьере вы считаете откровенным жлобством?
Больше всего меня раздражают вензеля и все, что подходит под понятия «шик» и «гламур». Как по мне, то уж лучше ковер на стене, с аутентичным орнаментом и со своей колоритной стилистикой, чем вензеля. Не нравится, когда ощущается, что «по-богатому» делали. Когда не к месту какие-то золотые люстры и агрессивные цвета: черный глянцевый потолок, красный глянцевый пол.
Исходя из киевских реалий, если бы перед вами стоял выбор: дом или квартира, — что бы вы выбрали?
По сути, дом – это хорошо. У нас есть друзья, которые живут в 30-ти км от Киева. Там дом из сруба, но современный, комфортная территория. Есть камин и мангал, собаке есть где побегать, еще и озеро рядом. Там понимаешь ценность этого дома, так как уезжаешь от всей цивилизации. Но тем не менее за ним нужен уход, а это целое искусство. Нужно иметь в себе такую хозяйственность, чтоб поддерживать это все.
С другой стороны, мне нравится жить в квартирах, люблю верхние этажи. Есть в центре современные высокие здания, с прекрасным видом на город. Там действительно очень красиво, и я люблю такие пейзажи.
Очень сложно выбрать между тем и этим. С одной стороны, релакс с длинной дорогой в Киев, а с другой, ритм города и 5 минут до центра. И в том и в другом есть своя эстетика. Это как нарядные туфли или кроссовки ─ сложно сделать выбор. Или определяешь стиль жизни и носишь что-то одно.
Расскажите, в какой локации легче всего что-то придумывать?
Мне лучше всего придумывается за рулем. Я люблю машины. Сажусь за руль, еду ─ и мне лучше всего думается. Бывает, что-то слушаю, но иногда устаю от музыки и просто слушаю звук мотора. Мне это нравится и успокаивает. Могу ездить в любом эмоциональном состоянии. Это как моя собственная вселенная. Сажусь в свою капсулу, закрываюсь и остаюсь наедине с собой и своими мыслями. Могу очень много времени провести за рулем – это, наверное, моя страсть и любимое дело.
Что для вас ваш домашний интерьер? Это личное пространство, которое отображает ваши личностные предпочтения, или все-таки фон для жизненных событий?
Для меня это уютный угол. Где можно прислониться, посмотреть кино. Я недавно прочитала книжку про концлагерь, называется «Концлагерная психология». Там была интересная мысль, о людях, которые не могут заснуть, оттого что часы идут или кто-то разговаривает в соседней комнате, ─ в тех условиях все сходило на нет. Там люди очень уставали, и нельзя было взять подушку, даже взять обувь и подложить себе под голову, просто нары ─ и все. Там сон очень ценили, потому что это возможность попасть в другой мир, убежать на время от удручающей реальности. Это о том, что люди ко всему привыкают. И людям из концлагеря бараки были счастьем, а людям из бараков – хрущевки, а для меня сейчас счастье – горячая вода. На самом деле все так относительно в этом мире и может быстро поменяться. Здесь мне уютно. Атмосферу уюта каждый сам для себя создает.
И последний вопрос. Приступая к ремонту или строительству, вы обратитесь за помощью к дизайнеру или будете заниматься этим сами?
Я думаю, я бы доверилась мастеру. Сама бы я точно этим не занималась. На первый взгляд, возможно, кажется, что это легко, но на самом деле это очень сложно. Профессионализм нужен везде. У меня есть свой вкус, и какую-то идею концептуальную я бы внесла сама либо мы ее совместно придумали.