«У нас уже весь этаж знает, что вы пришли!», — весело говорит Дмитрий Слесарев, основатель parfum büro, заходя в двери. Команда officiel-online, придя в гости в парфюмерную компанию, начала с основного – дегустации обширного количества ароматов, представленного на основном стенде. И, конечно, уже спустя несколько минут в воздухе опьяняюще пахло смесью доброго десятка духов – остановиться вовремя у нас определенно не вышло.
Одними из первых мы оценили парфюмы Histoires de Parfums – этот бренд посвящает каждую композицию конкретному историческому персонажу или событию, а пробовать ароматы предлагает с помощью специальных колб, благодаря которым букет раскрывается ярче и заметнее. Словом, хотите пахнуть, как Хемингуэй, Маркиз де Сад или Жорж Санд? Это возможно.
«У бренда Perris Monte Carlo есть сразу несколько ароматов на основе уда или, как его еще называют, агарового дерева, это один из последних трендов нишевой парфюмерии», — продолжает экскурсию Дмитрий. «Вот смотрите, например: Oud Imperial и Bois D’oud. А как вам кажется, какая между ними разница?» «Bois D’oud более невесомый, легкий?» — неуверенно предполагаем мы. «Да, — утвердительно кивает он. – Oud Imperial – сложный, многогранный, определенно вечерний аромат. То, как по-разному можно раскрыть одну и ту же ноту, впечатляет». Через некоторое время, когда мы успели оценить линейку Etat Libre d’Orange, Evody, Parfum de Marly, наши носы наотрез отказались улавливать любые запахи, да так категорично, что не помогали даже кофейные зерна и мы были вынуждены прервать дегустацию.
«Мы, конечно, уже привыкли – у нас в помещении воздух всегда насыщен сильными ароматами – издержки профессии, — рассказывает Дмитрий, проводя для нас экскурсию по офису. – Есть у меня один приятель, который однажды зашел к нам в гости, а затем мы встретились с ним и он говорит: «Я после тебя в метро больше не сяду в жизни». Почему? Потому что абсолютно каждый человек в вагоне, услышав яркий, сильный запах, начал недоуменно оглядываться в поисках его источника». Конечно – к нише нужно быть подготовленным. «Чтобы проникнуться и прочувствовать весь простор нишевого аромата, нужно что-то в этом смыслить, — продолжает Дмитрий. – Некоторые парфюмы могут быть настолько сложными и тяжелыми, что даже вызовут отторжение. Хотя, на самом деле, это шедевр».
В сфере парфюмерии Дмитрий работает уже двадцать лет, но проект, посвященный высокой парфюмерии, parfum büro стартовал менее года назад. «Мы приняли это решение, потому что поняли: важно не только продавать людям продукт и заниматься дистрибьюцией, но и давать информацию, ведь наша аудитория еще совсем мало знакома с сегментом ниши. Он несет в себе отдельную культуру, особенную концепцию, и именно развитие этой культуры и является нашей целью. Мы видим этот проект как интерактивную платформу, объединяющую создателей концептуальных парфюмерных брендов, профессионалов рынка нишевой парфюмерии, представителей трендовых профильных масс-медиа и просто любителей редких эксклюзивных ароматов. Здесь можно узнать свежие новости и принять участие в различных по своим форматам событиях мира haute parfumerie». За всю беседу Дмитрий несколько раз возвращается к мысли о том, что каждый нишевый аромат – это произведение искусства, и, слушая о том, с какой лиричностью он говорит о брендах из портфолио parfum büro и с каким живым интересом рассказывает об особенностях каждого из них, поневоле веришь – с таким увлечением и впрямь можно говорить лишь о настоящем искусстве.
«У сегмента, с которым мы работаем, существует много названий, в зависимости от рынка и страны: нишевая, селективная, высокая, редкая… Мне очень нравится определение artistic perfumery, но, конечно, если его переводить, получится ерунда», — сетует директор parfum büro. Ниша, определенно, сейчас в тренде: каждый уважающий себя Дом моды уже обзавелся парфюмерной линией и стабильно выпускает как минимум один фланкер в сезон; и это изобилие уже достигло поистине пугающих масштабов. Именно с тем, чтобы не быть погребенным под завалами промышленной парфюмерии, люди и стали обращаться к нише, где преуспеть удается самым изобретательным, изощренным и затейливым.
«С другой стороны, у нас в Украине принято оглядываться на большинство, на моду. «О, какой запах! И мне тоже срочно такой нужен», — иронизирует Дмитрий. – Но с коммерческой точки зрения это, конечно, хорошо, потому что нишевый сегмент сейчас в моде, и молодые люди и девушки обращаются к нему, хотя иногда он им совсем даже и не нужен».
Кроме того, по словам Дмитрия, в нише очень важна концепция. «В этом сегменте вообще идет жестокая борьба концепций. Конечно, есть и классические истории: например, в нашем портфеле присутствует старейший бренд Parfums d’Orsay Paris, это один из столпов парфюмерии. Он был запущен еще в XIX веке знаменитым дэнди Шевалье д’Орсэ и пользовался безумной популярностью. И вот Дома, подобные ему, могут выстраивать концепцию, опираясь на собственную историю, но все равно им необходимо адаптироваться к современности и минимально изменяться». Среди примеров удачно созданных концепций Дмитрий называет Miller et Bertaux, небольшую парижскую марку, ставшей одной из первых в портфолио parfum büro.
«Над Miller et Bertaux работают два замечательных дизайнера, Франсис и Патрик, — продолжает Дмитрий. – Они придумывают удивительные и волшебные названия для ароматов, например, «Close your eyes, and…», «Oh, ooOoh …oh».
«Возможно, вы слышали о Кельнской воде 4711? Это настоящий одеколон, любимый аромат Наполеона. Он не является нишевым продуктом в чистом виде, но имеет очень богатую историю, и производится по неизменной формуле вот уже более 200 лет. А вот что касается ниши – у нас есть бренд Atelier Cologne, создатели которого любят именно эти, «колонистые», ароматы. Они взяли классическую цитрусовую основу, но умудрились обогатить ее изысканными и сложными, «нишевыми» оттенками».
Все люди, хоть раз полюбившие нишевый аромат, испытывают тот самый экзистенциальный ужас – как можно выложить несколько средних зарплат за небольшой флакон пусть абсолютно фантастических, но все же духов? Не можем устоять от соблазна задать Дмитрию наболевший и мучительный вопрос о стоимости; он терпеливо вздыхает – явно отвечает не впервые – и объясняет: «Почему цена в нишевом сегменте всегда настолько выше среднестатистической стоимости обычной парфюмерии? Первое – это другие объемы производства, а второе – совсем другие ингредиенты. Часто составляющие нишевого парфюма очень редкие. Например, возьмем ваниль – она ведь бывает разная, сколько ее видов существует, и каждая композиция несет свой оттенок. И вот мадагаскарской, скажем, ванили, в год производят очень ограниченное количество. Ты должен забукировать партию за несколько лет до того, как она вырастет. Вот отсюда и стоимость».
В то время, как мадагаскарская ваниль даже на слух звучит вкусно, естественно, не все составляющие парфюмов отличаются такой аппетитностью, и по этому поводу у Дмитрия тоже есть история.
«Наша партнер, одна из владельцев бренда Téo Cabanel, рассказывала забавный случай. Она возвращалась из поездки и везла с собой чемодан с образцами ароматов, и вот ее на таможне спрашивают: а что, мол, у вас в чемоданчике? Каролин честно отвечает – образцы. Ее просят их показать, и она неуверенно говорит: «А вы уверены, что хотите, чтобы я вам это показала?» Дело в том, что она везла чистый мускус, который в оригинальном виде пахнет ну очень специфически. И вот она открывает чемодан, и таможенники, конечно, несколько раз пожалели, что попросили ее об этом».
«А вообще, — вспоминает Дмитрий, провожая нас к выходу. – С момента запуска нашего проекта в конце прошлого года жизнь перестала быть скучной. За это время мы успели попробовать себя в совершенно новых амплуа: художники, fashion-эксперты, музыканты, галерейщики, кинематографисты, журналисты. Даже не могу себе представить, кем еще мы станем в ближайшем будущем! Вот сейчас, например, мы совершенствуем увлекательный формат парфюмерной дегустации, куда мы приглашаем интересных гостей и вместе с раскрытием ароматов раскрываем личности. Обязательно и вас пригласим». Мы решили – придем.